Почему концессия водоснабжения в Саратове накрылась медным тазом. Часть 1

Дата публикации: 19 декабря 2023, 09:00
Просмотры: 4 761
Почему концессия водоснабжения в Саратове накрылась медным тазом. Часть 1

Саратовская городская Дума разрывает договор с ООО «Концессии водоснабжения — Саратов», концессионеры требуют контрибуции в 2 с лишним миллиарда рублей

Фото: https://saratov.mk.ru/.

Без особого преувеличения можно сказать, что главным скандалом декабря 2023 года в Саратове стало известие о разрыве концессионного соглашения между Администрацией г. Саратов и ООО «Концессии водоснабжения — Саратов». А, самое главное, финансовые условия этого разрыва.

Информация о возможности разрыва концессионного соглашения в Саратове стала курсировать с сентября-октября. Всё окончательно прояснилось 14 декабря, на 44-ом внеочередном заседании Саратовской городской Думы и на прошедшем днём ранее заседании комиссии гордумы по городскому хозяйству: именно там было объявлено, что заключённое 24 ноября 2017 года концессионное соглашение будет разорвано к 31 декабря 2023 года.

Но истинным шоком стала информация, озвученная 13 декабря заместителем главы города Алексеем Никитиным: «Размер компенсации в целях возмещения затрат ООО „КВС“ на создание и реконструкцию объектов имущества составляет 2,262 миллиарда рублей. Возмещение компенсации будет производиться в течение десяти лет».

Шок вызвала не только и даже не столько озвученная сумма контрибуции, сколько то, что депутаты и чиновники ни словом не обмолвились о том, откуда она вообще взялась. Была ли проведена ревизия деятельности «КВС» в Саратове за минувшие 6 лет, сколько денег реально, а не на бумаге, «КВС» и управляющая компания «Лидер» вложили в реконструкцию и модернизацию инженерных сетей — об этом не было сказано ни слова.

Фото: «МК-Саратов».

Впрочем, если проанализировать текст Концессионного соглашения от 24.11.2017 г., становится понятно, на что именно может напирать «КВС», выставляя требования о компенсации. В частности, на пункт н) главы XV (Прекращения Соглашения), представляющий собой отменный образец юридической казуистики: «причинение убытков Концессионеру, в результате чего Концессионер лишился возможности получить то, на что вправе был рассчитывать при заключении настоящего Соглашения».

Став на точку зрения ООО «КВС», делаем вывод: из вложенных в реконструкцию систем водоснабжения и канализации Саратова денег «КВС» не успел «отбить» эти самые 2 миллиарда 262 миллиона рублей. И теперь возжелал их вернуть.

И тут мы опять возвращаемся к вопросу о том, сколько с 2018 года средств «Концессии…» и её головная структура (Управляющая компания «Лидер») инвестировали в саратовский водоканал? И что вообще представляет собой УК «Лидер», как она работает?

В СМИ без особого труда можно найти информацию о Юрии Сизове, бывшем первом заместителе генерального директора ЗАО «Управляющая компания „Лидер“», работавшем там с 2008 года. В июле 2019 года Сизов, как сообщало в своё время РБК, решил выкупить контрольный пакет ценой в 53 млрд. в АО «Управление отходами» (этот оператор по вывозу мусора работает в 4 регионах России: Нижегородской, Саратовской, Волгоградской и Мурманской областях).

Так вот, Сизова в СМИ нередко называли «серым кардиналом» управляющей компании и едва ли не главным переговорщиком. Наведывался он и в Саратовскую область, когда шла подготовка по передаче МУПП «Саратовводоканал» в концессию дочерней для «Лидера» структуры.

Юрий Сизов (фото: raex-rr.com).

В 1993-1997 годах Юрий Сизов был депутатом Московской городской Думы, а затем вернулся в бизнес, став позднее одним из идеологов и разработчиков теории и практики частно-государственного партнёрства.

На сайте Мосгордумы и по сей день можно найти мемуарно-концептуальный текст Юрия Сергеевича, который называется «В Думе не было и не будет лёгкой работы». В этой интеллектуальной сакралии есть одно настораживающее откровение, цитата: «В рамках закона о концессиях, даже при всех его недоработках, профессионалы и со стороны государства, и со стороны бизнеса при наличии соответствующей квалификации и желании делать дело, могут прийти к соглашению».

Кто бы сомневался в том, что чиновники и бизнесмены всегда договорятся!

Но если отбросить словесную шелуху, то частно-государственное партнёрство здесь и сейчас выглядит допотопно просто. При реализации тех или иных масштабных проектов (в том числе – в сфере ЖКХ) вся затратная часть оплачивается либо из средств государственного бюджета, либо – за счёт платежей граждан. А вся прибыль отходит частному бизнесу.

Телеграм-канал «Компромат ГРУПП» сообщил интересную подробность о деятельности УК «Лидер», подтверждающее наше соображение о пресловутом частно-государственном партнёрстве: «Интересная схема заработка имеется у дочерних структур УК „Лидер“. Конторы заключают с регионами концессии по нескольким направлениям деятельности. Причём, такое ощущение, что делают местные власти это, не читая то, что написано мелким шрифтом в документах.

Такая невнимательность или заинтересованность отдельных лиц при разрыве соглашения в одностороннем порядке со стороны чиновников загоняет их огромную долговую яму. По итогу получается так, что концессионер при разрыве получает гораздо больше, чем имел во время сотрудничества.

Например, в Волгограде „дочка“ „Лидера“ устроила фекальную катастрофу. Несколько улиц залило продуктами жизнедеятельности. Городские власти попрощались с дурно пахнущим концессионером. Только вот теперь придётся из бюджета выложить свыше 7 миллиардов рублей за разрыв отношений. В таком же неловком финансовом положении оказалась и мэрия Саратова, где расторгают договор с компанией „КВС-Саратов“».

Фото: «Эксперт Юг».

В Волгоград «Лидер» в лице ООО «Концессии водоснабжения» зашёл в 2015 году. Было заключено концессионное соглашение сроком на 30 лет, в рамках которого, как пишет «Эксперт Юг», было обещано инвестировать в систему волгоградского водоканала 58 млрд. рублей. Проект называли даже крупнейшим в Европе: протяжённость водопроводных сетей в Волгограде (2 200 км.) была третьей в России после Москвы и Санкт Петербурга.

В Саратове протяжённость такого рода коммуникаций поменьше, но тоже приличное: на начало 2018 года сети водоснабжения насчитывали протяжённость в 1 547 км, сети канализационные — 890 км.

Ну так вот, волгоградскую концессию «Лидера» многие эксперты отрасли считали авантюрой — вызывали вопросы не только сроки исполнения обязательств, но и множество нюансов, которые не были предусмотрены в тексте концессионного соглашения.

А в Волгограде причиной изгнания из города «Лидера» и «КВС» и в самом деле стала крупная коммунальная авария, которая случилась в октябре 2022 года в пойме реки Царица, в результате которой город-герой засветился, как пишет «Эксперт Юг» не только на федеральном, но даже на международном уровне: «Канализационные стоки полностью залили сквер в пойме и парализовали движение на Нулевой продольной магистрали. Ситуация могла превратиться в экологическую катастрофу. Для ликвидации последствий аварии пришлось оставить без водоснабжения и канализации жителей двух районов Волгограда.

Эта ситуация оказалось показательной со всех сторон. Выяснилось, что ни городская администрация, ни представители концессий не владеют достоверной информацией относительно работы коммуникаций на этом участке (а это центр города) — вместо бетонного коллектора канализационные стоки шли по трубе, которая со временем полностью разрушилась.

Для всех сторон случившиеся оказалось полной неожиданностью. Более того, глава региона Андрей Бочаров признался, что не обладает данными о том, сколько ещё в Волгограде таких опасных объектов».

По имеющейся в открытом доступе информации, УК «Лидер» и волгоградские «концессии» за 8 лет работы успели инвестировать 11 млрд. рублей из планируемых 58. Насколько реальна обозначенная в 11 миллиардов сумма — можно лишь гадать. Особенно с учётом вышеизложенного факта, что волгоградские «Концессии водоснабжения» не очень чётко представляли себе, какие именно инженерные коммуникации и где именно проходят под землёй.

А вот если заменить Волгоград на Саратов, мы без особого труда увидим, что особой разницы в работе «Лидера» и всех этих ка-вэ-эсов нет. И, судя по всему, декларируемые и реальные цели концессионеров и в самом деле весьма сильно различались.

И это позволяет говорить о системности подхода. Видимо, концессионеры и в самом деле заходили в тот же Волгоград, в тот же Саратов с миролюбивыми, но отнюдь не бескорыстными намерениями.

А это заставляет нас вспомнить, как «КВС» заходил в Саратов, что концессионеры обещали и во что эти обещания обошлись Саратову и саратовцам.

Комментарии:

3 2 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
смотреть все

Сейчас читают

Самые популярные новости и события на нашем сайте.

Подпишитесь на нашу рассылку

наверх