По сведениям регионального минсельхоза, аграрии области готовятся к Посевной-2023 в плановом режиме. В сообщениях ведомства говорится, что яровой сев планируется провести почти на 3 млн гектаров земли с увеличением площадей под твердой пшеницей, кукурузой, гречихой, соей и картофелем. Чиновники рапортуют, что сельхозпроизводители не испытывают проблем ни с поставками законтрактованных семян, ни с закупкой минеральных удобрений и средств защиты растений. Проводится проверка семян яровых культур на посевные качества, почти собран парк машин и тракторов.
Хороший урожай – к плохим ценам
При этом в беседе с журналистом ИА «Ригель» аграрии заявили, что подготовка к посевной в этом году во многом отличается от обычных планов на март-май. Главная проблема растениеводческих хозяйств — безденежье, причиной которого стали, как ни странно, высокий урожай прошлого лета и сложившаяся конъюнктура рынка.
Зерна на полях области в 2022 году собрали 6,8 млн тонн, а число его экспортеров в новых геополитических условиях снизилось в три раза, возникли логистические проблемы. На объемы реализации повлияли и низкие закупочные цены. Аграрии винили в этом власти, которые установили высокую вывозную пошлину (81 доллар за тонну против 51 доллара в 2021 году) — она и заставила экспортеров для сохранения маржи ронять внутренние цены. То есть, продавать урожай было сложно и невыгодно. В итоге, значительная часть зерна осталась в хранилищах до лучших времен, но они так и не настали.
«Сегодня за тонну пшеницы дают 6-7 тысяч рублей. Это разве цена? В два раза ниже, чем в 2021 году. Но придется продавать за копейки для того, чтобы провести посевную. Сейчас у всех такие проблемы. Зерно еще месяц-два пролежит и все», — сетует глава КФХ Валерий Мордвинов.
Цены на подсолнечник упали до 24-25 тыс. руб. за тонну (по данным Росстата, в мае прошлого года за него предлагали 42,4 тыс. руб. за тонну). Как говорят сельчане, не радуют цены и на кукурузу. Собеседник агентства уточнил, что сейчас в хранилище хозяйства остается половина урожая, но отраслевые эксперты утверждают, что нереализованные запасы в среднем составляют 50-70% собранного в прошлом году зерна. Ну, а хозяйства подсчитывают серьезные убытки. Вряд ли именно такие планы строили аграрии на эту весну.
«Вносить удобрения сегодня — это посыпать землю деньгами»
Ситуацию накануне посевной осложняют высокие цены на удобрения. Заметим, что минсельхоз области поставил задачу об увеличении объемов применения минеральных удобрений, их рационального и грамотного использования. А растениеводы сомневаются, что смогут ее решить. «Вносить удобрения сегодня — это значит, посыпать землю деньгами», — заявляет глава КФХ «Богатое» Александр Каргин.
Аналитик ФГ «Финам» Алексей Калачев подтверждает, что сегодня цены на удобрения остаются выше, чем в доковидные и докризисные времена, хотя с пиковых значений весны прошлого года азотные подкормки упали на 60%, а смешанные — на 40%. Собеседник агентства напомнил, рекордный взлет цен произошел на фоне геополитических событий, сомнений в регулярности поставок, боязни дефицита, дополнительных запасов, а также из-за энергетического кризиса в ЕС, дефицита природного газа и снижения производства аммиака.
Сегодня на мировых рынках цены на фосфаты и хлористый калий все еще держатся на высоком уровне из-за ограничений экспорта фосфатов Китаем, санкций против «Беларуськалия» и падения на 30% добычи хлористого калия в России.
Что касается внутреннего рынка, то цены на удобрения были заморожены еще в 2021 году. В прошлом году в стране началась было регулируемая индексация цен, но к концу года ее свернули и обещали не разворачивать вновь. Аналитик считает, что в ближайшее время правительство страны постарается сохранить баланс между аграриями и производителями удобрений и пролонгирует на 2023 год как систему квотирования объемов экспорта, так и «заморозку» внутренних цен на удобрения.
Хотя сельчане ждут более эффективной помощи. Они критикуют действующие меры поддержки — оформление и отчетность громоздкое, а суммы помощи скромные и опасаются, что не переживут еще одного начала сельскохозяйственного года, когда разговоры об убытках вытесняют любые прогнозы о прибыли.
Семена не подъехали, ГСМ не укупишь
Опасения растениеводов касаются и вопроса о семенном материале. В случае закупок импортной продукции — о том, что она будет в срок доставлена, а в случае отечественной (потенциал российских семян ниже), о верности формулы урожая, которую предстоит всякий раз выводить агрономам: «Все зависит от того, какой сорт семян, где он был выведен, в какую землю будут посеяны семена, какой на земле был севооборот, вносились ли удобрения», — уточняет глава КФХ Алексей Никишов.
Заметим, что минсельхоз области поставил перед аграриями задачу об увеличении доли конкурентоспособных семян отечественной селекции.
Сельхозпроизводители в качестве проблемной темы называли и высокие цены на горюче-смазочные материалы, но этот пункт входил в число актуальных вопросов множества предыдущих посевных. Поэтому если говорить об этом направлении, то минсельхоз с оценкой плановой подготовки к севу оказался совершенно прав.
Комментарии: