Об этом 8 ноября сообщает РБК. По последним прогнозам минэка на экономику страны, в 2022-м она сократится на 2,9%, в 2023-м – снизится еще на 0,8% и только в 2024-2025 начнет отыгрывать потери.
Опрошенные эксперты считают, что в 2023-м году трудовые коллективы на фоне кризиса начнут активно сокращаться, а работодатели будут повышать эффективность труда за счет увольнения малопроизводительных сотрудников и повышения зарплаты оставшимся. Показатели безработицы, по данным минэка, пока держится на низком уровне (увеличившись с 3,8 до 3,9% в сентябре).
Кроме того, нас ждет оптимизация расходов на персонал, которая может перерасти в рост неформальной занятости, в том числе рост числа самозанятых и это может коснуться всех сфер деятельности. Бизнес также активнее будет использовать такие современные инструменты, как аренда кадров, аутсорсинг и фриланс, что позволяет экономить на фонде оплаты труда. С такими сотрудниками проще расстаться, их легко найти и часто нет нужды платить за них платежи в налоговую и страховые взносы.
Некоторые эксперты также прогнозируют дефицит кадров среди высокопрофессиональных рабочих, инженеров и специалистов узких технических специальностей, так называемых «синих воротничков». Считается, что на этот спрос повлияют санкции, старение населения и потребности в импортозамещении. Особенно спрос будет касаться станочников широкого профиля, инженеров и токарей.
Также санкции повлияют на перестройку многих техпроцессов и частичный обратный переход на ручной труд. Минстрой оценивает нехватку кадров в строительстве уже сегодня в 3-5 млн человек. Кроме того, эксперты также озвучивают дефицит в медицинской и социальных отраслях, агросекторе и промышленности. Также будут востребованы специалисты со знанием хинди, фарси, арабского и китайского языков, опытом работы на восточных странах.
Если в ближайшие пару лет кризис затянется, государство и его структуры (госкомпании) будут гарантами рабочих мест, тогда как малый и средний бизнес начнет терять остатки своей доли рынка (которые малы уже сейчас). Чиновники начнут экспансию в IT-сферу, высокие технологии, природные ресурсы, что скажется на увеличении рынка труда.
Госструктуры также предлагают более стабильную оплату и большие наборы социальных гарантий. С другой стороны, их возможности ограничиваются бюджетом и даже могут снижаться. По данным МВФ, сейчас госсектор составляет 33% российской экономики, по информации аналитиков из Moody’s – 40-50%, а ФАС оценивала вклад государства в экономику в 70%.
Комментарии: