Печальные новости пришли сегодня из прокуратуры Саратовской области. Кто бы мог подумать, что при реализации в регионе национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» могут быть совершены откровенно мошеннические действия! Оказывается, могут.
Прокуратура проверила исполнение законодательства при оказании бюджетной поддержки компаниям малого и среднего бизнеса. Проверили автономную некоммерческую организацию (АНО) «Центр поддержки экспорта Саратовской области».
Среди направлений её деятельности — предоставление субсидий малому и среднему бизнесу в случаях, когда те отправляют свою продукцию на экспорт.
Проверка выяснила ужасное.
Оказывается, пресловутое АНО ещё в 2021-2023 годах заключило договоры с тремя компаниями. Вроде, ничего предосудительного. На казённом прокурорском языке дальнейшие события разворачивались следующим образом: договоры были заключены для «возмездного оказания услуг по поиску и подбору иностранных покупателей для малого и среднего предпринимательства. Однако исполнители, фактически не оказав услуги, представили заказчику подложные документы о якобы выполненных работах, на основании которых перечислены денежные средства. В результате бюджету причинён ущерб на сумму свыше 1 млн. рублей».
Что характерно, из пресс-релиза прокуратуры непонятно, то ли «Центр поддержки экспорта Саратовской области» украл, то ли у него украли. Но что-то точно было, раз 1 миллион бюджетных рублей ушёл налево.
Известно, что областная прокуратура направила материалы проверки в следственные органы для решения вопроса об уголовном преследовании виновных лиц. По результатам их рассмотрения было возбуждено уголовное дело по чч. 2, 3 ст. 159 УК РФ (мошенничество). На сегодняшний момент ход расследования находится на контроле.
Теперь переводим всё вышесказанное на понятный человеческий язык и попытаемся выстроить хронологию и суть событий.

ustkubinskij-r19.gosweb.gosuslugi.ru).
АНО «Центр поддержки экспорта Саратовской области» была создана в январе 2017 года. Учредителями Центра, помимо «Торгово-промышленной палаты Саратовской области», является и министерство экономического развития Саратовской области во главе с Андреем Разборовым.
В свою очередь, министром гражданин Разборов был назначен в 2020 году. Следовательно, всё то, что накопала областная прокуратура в «Центре поддержки экспорта Саратовской области» произошло в то время, когда г-н Разборов как министр курировал, в том числе, и пресловутый центр.
Какие субсидии «Центр…» мог предоставить трём саратовским компаниям? Если верить информации, размещённой на сайте «Центра…» среди наиболее популярных мы видим четыре услуги:
- сертификация;
- софинансирование затрат на логистику;
- маркетинговые и патентные исследования;
- защита интеллектуальной собственности.
На практике это выглядит так: компания отправляет свою продукцию, скажем, в Грузию. «Центр поддержки экспорта Саратовской области» компенсирует экспортёру 80% затрат по транспортировке продукции предприятия по территории РФ (но не выше определённой суммы-максимум). Примерно такое же соотношение и в предоставлении субсидии на оплату трёх других видов услуг.
Дальше, если следовать логике сообщения областной прокуратуры, произошло следующее. В 2021-2023 года три поддержанных «Центром…» предприятия на самом деле ничего и никуда не отправляли. Но перед «Центром…» отчитались об осуществлении экспортных поставок.
После чего «Центр…» компенсирует этим трём компаниям их псевдозатраты на транспортные услуги, выплачивая им в общей сложности 1 млн. бюджетных рублей.
Проверка прокуратуры выявляет подлог в предоставленных лже-экспортёрами отчётах и возбуждает уголовное дело. И тут возникает вопрос: раз подлог выявили следователи прокуратуры, а не сотрудники «Центра…», значит в автономной некоммерческой организации подлога не заметили. Или сделали вид, что не заметили.
Второй вопрос: был ли в курсе подобных финтов куратор «Центра поддержки экспорта Саратовской области», министр Разборов? Если он, как говорится, ни ухом ни рылом, — это очень плохо, это значит, что контроля за подопечными структурами практически не было.
А если он был в курсе, то какова была его доля во всей этой незамысловатой операции по хищению бюджетных средств?
Наконец, последний вопрос: каким образом в областной прокуратуре узнали о факте этого чудовищного по своим объёмам хищения бюджетных средств? Почему события произошли ещё в 2021-2023 годах, а стало известно о них только в конце 2024 — начале 2025 года?
Впрочем, на этот, как и на другие вопросы, ответ обязательно даст прокуратура Саратовской области. Иначе и быть не может. Ведь президент Путин, оглашая 12 января 2025 года своё поздравление с Днём работников прокуратуры, исключительно верно заметил: «Не менее значимыми остаются и другие участки работы прокуратуры. Имею в виду противодействие терроризму и экстремизму, криминалу и коррупции, защиту экономических интересов страны и прав предпринимателей…».
«Ригель» в своих публикациях неоднократно обращал внимание общественности и компетентных органов на отсутствие гласности в работе министерств и ведомств правительства области.
То же министерство Разборова регулярно рапортует о выделении средств бюджетной поддержки предпринимателям. Однако настойчивые просьбы назвать конкретные предприятия и организации МСП, чиновники старательно игнорирует.
Мы всегда говорили: если получатель субсидий или виновник нарушений действующих норм не назван — жди беды. Практика, к сожалению, лишь подтверждает наши опасения…
Комментарии: