Министерство здравоохранения Саратовской области решило утвердить «Порядок определения цен на платные медицинские услуги» подведомственных ему медучреждений (тех, в которых минздрав является учредителем). Однако рутинное и рядовое, казалось бы, мероприятие удостоилось зоркого внимания со стороны прокуратуры Саратовской области, которая выявила в проекте приказа областного минздрава вопиющие нарушения. Причём, эти нарушения носили парадоксальный характер. Проще говоря — очень напоминали коррупционный подход.
В тексте «Порядка определения цен на платные услуги» содержались, что удивительно, всего лишь рекомендации по определению цен, которые, таким образом, руководители подведомственных минздраву медучреждений могли выполнять, а могли и не выполнять. Но тогда зачем издавать и утверждать пресловутый «Порядок определения цен…»?
Более того, в отзыве прокуратуры указано, что «вопреки нормам постановления Правительства Российской Федерации от 4 октября 2012 г. № 1006 в проекте полномочия по определению перечня граждан, которым могут быть предоставлены скидки на платные услуги, и размеры скидок, были делегированы руководителям учреждений».
Понятна суть? Те, кому могут быть даны скидки и размер скидок — всё это областной минздрав отдаёт на откуп главврачам медицинских учреждений. Безбрежная демократия!
Но областная прокуратура пошла дальше: внимательно изучив проект приказа Министерства здравоохранения Саратовской области, следователи узрели в тексте проекта приказа совершенно вопиющее положение. Оказывается, областной минздрав реально считает, что цены на платные услуги в бюджетных медучреждениях региона могут определяться «с учётом спроса». Но в тексте «Порядка определения цен на платные услуги» не было ни одного слова о том, как этот самый спрос должен учитываться: формы учёта, сроки, порядок установления цен — ничего!
Видимо, министр Костин по простоте душевной искренне считает, что цены на платные медуслуги могут регулироваться с учётом спроса так же, как цена на клубнику на рынке.
Излишне говорить, что в проекте «Порядка определения цен…» не содержалось ни слова о том, как именно, собственно говоря, с помощью каких коммуникационных каналов расценки на платные услуги должны доводиться до сведения граждан и пациентов.
Прокуратура на всё это внимательно посмотрела и вынесла вердикт: в таком виде, как это было изложено в проекте приказа министра Костина, «Порядок определения цен на платные услуги» — это в чистом виде волюнтаризм и прямой путь к коррупции. Понятно, почему:
- отсутствие или неопределённость сроков, условий или оснований принятия решения главными врачами;
- наличие дублирующих полномочий государственного органа, органа местного самоуправления или организации (их должностных лиц);
- необоснованно широкий круг полномочий для определения цен;
- необоснованность применения исключений из общих правил (в предоставлении тех скидок на платные услуги).
Прокуратура области ничего не изобретала. Она просто применила методики проведения антикоррупционной экспертизы для чиновничьих нормативных правовых актов и их проектов в том виде, как это было утверждено Постановлением Правительства РФ № 96 от 26 февраля 2010 г.
Неудивительно, что прокуратура области направила в министерство здравоохранения региона заключение на проект приказа с предложением устранить выявленные недостатки. А сам процесс их устранения взят прокуратурой на особый контроль.
… Нет, в самом деле, включить чисто коррупционные механизмы зарабатывания денег на пациента в приказ о порядке определения цен на платные услуги — это верх или наглости, или — глупости. Но об этом пусть теперь голова болит у министра здравоохранения области Олега Костина.
Комментарии: