Доклады о противодействии тому, чему противодействовать эффективно не удается, публикуются на правительственном сайте с 2016 года. Могут ознакомиться все желающие, и даже сами коррупционеры. Коррупция не исчезает, она стала частью нашей жизни и победить ее никогда не удастся, как и пороки человека, лежащие в основе коррупционных преступлений.
С коррупцией борются по всему свету, но нет еще страны, где бы ее победили.
Сухие и очень похожие друг на друга формулировки кочуют из доклада в доклад каждый год.
Читаем: «Актуальные задачи в сфере противодействия коррупции». Они были актуальными и в 2016 году, и в 2023 году, актуальными являются и сейчас.
В докладе очень много цифр и за каждой из них стоит конкретный факт, по крайней мере, хотелось бы в это верить, и что они взяты не с потолка.
Стоит ли придираться к тому, что формулировки доклада, сухие, например такая: «Основными задачами в сфере противодействия коррупции в Саратовской области в 2024 году, с учётом актуальных требований антикоррупционного законодательства, являются: обеспечение реализации органами государственной власти области, органами местного самоуправления области в полном объёме мероприятий, предусмотренных программой по противодействию коррупции в Саратовской области».
Из доклада, как из песни, слова не выкинешь: эти «основные задачи» были, есть, и будут, и по-другому тут не скажешь. Главное не слова и формулировки, а дела.
Главный вывод от прочтения доклада : уровень коррупции в Саратовской области увеличился. Да, коррупции противодействуют, но она, как сорняк вырастает почти сразу там, где его вырвали.
Между тем, в докладе содержатся сведения, о которых необходимо знать не только чиновникам, но и простым гражданам, чтобы понимать, что с проявлением коррупции занимаются, не побоимся этого слова, системно и на государственном уровне.
Так, в Саратовской области давно создана и давно работает Комиссия по координации работы по противодействию коррупции в Саратовской области.
Подобные комиссии есть во всех регионах страны, и они создавались в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15 июля 2015 года № 364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции» и постановления Губернатора области от 16 октября 2015 года № 400 «О создании комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Саратовской области».
Как видим, правовая и законодательная основа для борьбы с коррупцией имеются. Есть в руках инструмент, но вопрос в том, как этим инструментом пользуются и насколько эффективно?
Из доклада мы узнаем, что в Саратовской области уже второй год работает система «Посейдон». Она используется для проведения антикоррупционного анализа и антикоррупционных проверок и была создана два года назад Указом Президента страны «О государственной информационной системе в области противодействия коррупции «Посейдон»».
С помощью новой информсистемы собирают и анализируют сведения о доходах и имуществе чиновников. Координатором «Посейдона» определена администрация президента (АП), оператором — Федеральная служба охраны (ФСО), а Министерство труда оказывает поддержку в использовании системы. Информацию для программы предоставляет Центральный банк, частные и государственные компании, различные фонды.
«Посейдон» выловил, как мы уже сообщали в предыдущей публикации, трех высокопоставленных недобросовестных чиновников, не указавших в декларации о доходах сведения: это министр экономического развития Разборов, министр инвестиционной политики Марченко и министр цифрового развития и связи Старков.
На что рассчитывал тот же Разборов, когда не указал в декларации сведения о покупке недвижимого имущества? Обмануть систему «Посейдон»?
В 2023 году Комиссия провела 4 заседания по координации работы по противодействию коррупции в Саратовской области.
Комиссия непосредственно не борется с коррупционерами, но выступает координатором между ведомствами.
Например, в прошлом году министру Саратовской области – председателю комитета по управлению имуществом Саратовской области было указано на необходимость подготовить предложения по разработке и внедрению алгоритма действий, направленных на предотвращение нарушений законодательства при распоряжении государственным и муниципальным имуществом, в том числе земельными участками.
Из доклада читатель так же узнает, что кроме Комиссии в Саратовской области работает и Отдел по противодействию коррупции в Саратовской области. И этот Отдел не общественная организация, а имеет статус государственного органа, (далее Отдел — авт.)
Отдел был создан постановлением Правительства Саратовской области от 16 апреля 2021 года № 266-П «Вопросы отдела по профилактике коррупционных и иных правонарушений управления по взаимодействию с правоохранительными органами и противодействию коррупции Правительства Саратовской области».
Согласно решениям правительства области, в кадровых службах органов государственной власти области определены должностные лица, ответственные за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений (63 должностных лица). Аналогичные должностные лица определены в кадровых подразделениях органов местного самоуправления области (325 должностных лиц).
Так что, ответственных товарищей за борьбу с проявлением коррупции работает в органах власти немало.
Мало того, в Саратовской области созданы комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих области и урегулированию конфликта интересов. Таких комиссий – 43, и еще- 325 комиссий в органах местного самоуправления.
Представляете, какие сети расставлены на пути коррупционеров? Система «Посейдон», комиссии, Отдел…
Но все равно, упрямые коррупционеры умудряются проскочить через эти сети, о чем очень подробно сообщается в докладе о работе Отдела.
Сообщается, что в 2023 году была «активизирована деятельность Отдела в сфере противодействия коррупции» и было проведено 72 проверки соблюдения требований законодательства о противодействии коррупции, в том числе достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Много это или мало, судить трудно, но если разделить по месяцам года, то получается 6 проверок в месяц.
По результатам проверок и аналитических мероприятий были установлены нарушения в отношении 160 лиц, привлечено к ответственности 77 лиц. Кто конкретно и за что, в докладе не сообщается. Уточняется лишь, что 38 проверок касались сведений о доходах лиц, замещающих муниципальные должности, нарушения при этом были установлены в отношении 35 лиц, привлечено к ответственности 33 лица, а, в отношении 3 лиц материалы направлены в прокуратуру в связи с досрочным прекращением их полномочий. Кто эти «лица», конечно, хотелось бы знать, и полагаем, что в следующем годовом докладе его составители эту недоработку исправят. Нарушение не может быть безликим, у него есть имя, фамилия и должность!
Вот, например, читаем: «Проведён анализ сведений о доходах руководителей театров, нарушения выявлены в отношении 2 руководителей, 2 руководителя привлечены к дисциплинарной ответственности (по результатам проверок, проведённых министерством культуры области)». Какие именно руководители, и каких театров? В докладе фамилии не названы, театры тоже.
Чем еще занимался Отдел? Например, Отдел признал «удовлетворительной работу комитета государственного регулирования тарифов области по реализации мер по противодействию коррупции», а министру области – председателю комитета государственного регулирования тарифов области рекомендовано Отделом «обеспечить выполнение плана по противодействию коррупции комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области на 2018-2024 годы». Будет ли это сделано? Сомневаемся, потому что тарифы растут регулярно, что свидетельствуют жители области, а сам Комитет ничего не делает для их «регулирования» в меньшую сторону.
Отдел выдает рекомендации, но не уверены, что за ними стоят потом какие-то конкретные действия со стороны тех, кому эти рекомендации выдаются. Например, Отдел выдал рекомендации министру Саратовской области – председателю комитета по управлению имуществом Саратовской области «подготовить предложения по разработке и внедрению алгоритма действий, направленных на предотвращение нарушений законодательства при распоряжении государственным и муниципальным имуществом, в том числе земельными участками». О результатах предложено проинформировать комиссию по координации работы по противодействию коррупции в Саратовской области. Когда это будет сделано, как и будет ли сделано вообще, мы видимо, узнаем только из доклада о результатах работы Отдела в 2024 году.
Подобные рекомендации выданы и многим другим ведомствам правительства области и это, как мы все понимаем, обычная рутинная бумажная работа, ничего общего с реальным противодействием коррупции не имеющая.
Проведен был и опрос населения, что люди думают о коррупции.
Согласно результатам опроса в 2023 году уровень коррупции в области по мнению 47,5 % респондентов не изменился, по мнению 12,3 % — случаев коррупции стало больше, по мнению 13,1 % — случаев коррупции стало меньше.
И вот еще интересное: по вопросу об обращениях в государственные, муниципальные органы власти и учреждения: 49,6 % опрошенных не приходилось обращаться;28 % — обращались и не попадали в ситуации, при которых для решения проблемы нужна была взятка;4,9 % — попадали в ситуации, при которых для решения проблемы нужна была взятка, но взяток не давали; 3,9 % — приходилось дать взятку.
В докладе есть и информация из прокуратуры Саратовской области и еще немного цифр:
«По итогам прокурорских проверок в 2023 году выявлено 2156 нарушений законодательства о противодействии коррупции, для их устранения принесено 540 протестов на незаконные правовые акты, в суды направлено 73 заявления, внесено 679 представлений, по итогам рассмотрения которых на 1374 лица наложено дисциплинарное взыскание, к административной ответственности привлечено 74 лица, по результатам надзорных проверок возбуждено 24 уголовных дела».
Что еще делалось в направлении противодействия коррупции? В докладе сообщается о том, что «принимаются меры по взысканию ущерба, причиненного коррупционными правонарушениями. В суды предъявлено 9 исковых заявлений указанной категории на сумму более 11 млн рублей», и что «активно выявлялись нарушения коррупционного характера в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (установлено 53 факта). В сфере использования государственного и муниципального имущества выявлено 90 таких нарушений».
А вот и конкретная информация о том, сколько удалось поймать коррупционеров:
«По информации следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Саратовской области в 2023 году на территории Саратовской области зарегистрировано 494 преступления коррупционной направленности (2022 год – 472), из них относящихся к категории тяжких и особо тяжких – 317 (2022 год – 308). Возбуждено 216 уголовных дел о коррупционных преступлениях (в 2022 году — 207). Направлено в суд 141 уголовное дело о преступлениях коррупционной направленности (2022 год – 109), из них 2 уголовных дела – в отношении организованных групп (2022 год – 1).
Вот еще немного статистики из доклада. По данным Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области, в 2023 году на территории области органами внутренних дел зарегистрировано 335 коррупционных преступлений. Из них: 35 фактов получения взяток (2022 год – 49); 46 фактов дачи взятки (2022 год – 16); 113 фактов мелкого взяточничества (2022 год – 115); 35 фактов коммерческого подкупа (2022 год – 19). Расследовано и направлено в суд 24 уголовных дела по ст. 290 УК РФ — «получение взятки».
Рутинная работа Отдела и Комисии продолжается, и в следующем году будет представлен новый доклад по результатам противодействия коррупции.
В принципах и подходах ничего не изменится, за исключением цифр. Какими они будут, это, в том числе, будет зависеть и от работы Комиссии и Отдела.
Ведь кто бы что ни говорил, но, несмотря на рутинную во многом работу этих структур, они делают важную работу: чем будет меньше уровень коррупции, тем выше будет уровень и качество жизни граждан. Звучит пафорсно, но ведь должны быть идеалы, к которым должно стремиться наше общество и государство?
Но наше пожелание на будущее, авторам доклада, мы повторим еще раз- указывайте имена и фамилии героев «коррупционного фронта».
Комментарии: