Почему государственные и муниципальные органы власти не реагируют на жизненно важные для населения проблемы, которые поднимаются в официальных СМИ?
«Газета выступила, что сделано? «Была такая рубрика в советской прессе. В материалах, помещавшихся под многообещающим вопросительным знаком, обычно рассказывалось, как нерадивые хозяйственники реагируют на возмущенный голос трудящихся масс.
Времена партийной печати канули в Лету. И если в советские времена к журналисту и его профессии относились с уважением, то теперь журналистов чиновник ненавидит всею душою: чиновникам не дают спокойно жить. Пишут о коррупционерах во власти, о плохих дорогах, о переполненных мусорных баках, и о всем том, что мешает гражданам нормально жить.
И не смотря на то, что в советские времена Закона о СМИ не было, на критические публикации в прессе отвечать было обязанностью чиновников. И не просто отвечать, а принимать меры.
А что теперь? Есть Закон, но нет ответственности чиновников реагировать на публикации. Напомним чиновникам, что Закон РФ «О средствах массовой информации» был принят 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 23.11.2024). Ответственные лица должны ясно осознавать, что просьба прокомментировать публикацию, это тот же запрос информации в рамках закона «О СМИ». Если они не знакомы с этим законом, то прокуратура им об этом должна напомнить. Кстати, сама прокуратура очень часто проводит проверки именно, как она сообщает, «по следам публикации в СМИ».
Чиновники должны знать, как Отче Наш статью 39, , «Запрос информации», статью 40 «Отказ и отсрочка в предоставлении информации» и статью 47 «Права журналиста».
Власть первая не слышит четвертую власть, как СМИ называют. Или еще хуже: слышит, но не реагирует и отнекивается фразой : » А, пусть пишут что хотят». А ведь СМИ это не участник, скажем клуба по вязанию крючком среди бабушек, а официально зарегистрированный орган СМИ, поэтому искать, запрашивать и распространять информацию- это прямая обязанность журналиста. И чиновники обязаны отвечать и реагировать на публикации.
У нас же чиновники горазды реагировать, когда им что-то не понравилось в публикации и они бегут с исковым заявлением защищать свою честь и достоинство. Стоит напомнить чиновникам и об Указе Президента РФ «О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы». В нем сказано, что следует рассматривать не позднее трёх дней сообщения, опубликованные в СМИ, и что не позднее двух недель с момента опубликования органы власти обязаны направлять в редакцию СМИ материалы рассмотрения сообщений об указанных выше деяниях. Кто -нибудь выполняет этот Указ в органах власти, или хотя бы, помнит о нем? Ошибки надо исправлять, а не замалчивать.
А сами чиновники, главы городов, районов, или губернатор, как часто отвечают на вопросы жителей в своих телеграм каналах, которые те публикуют в комментариях? Редко. А бывает и так: известен случай, когда администратор телеграм канала губернатора Бусаргина полтора года назад заблокировал доступ к комментариям одному известному журналисту Саратова, и это нарушение закона «О СМИ» права журналиста на получение информации.
«Ригель» регулярно в своих публикациях подвергает критике работу чиновников и есть за что. Как реагируют герои наших публикаций? Они не считают своей обязанностью отвечать на них, реагировать. У них в моде другое слово сейчас: «мониторить». И это правда: в пресс-службах правительства, министерств, в администрации города «мониторят» все без исключения публикации в СМИ региона, в телеграмм каналах, а потом результаты мониторинга ежедневно «кладут на стол» руководителям. Но это делается это не с целью, чтобы давать ответы СМИ, принимать решения по фактам, опубликованным там, а с целью, чтобы «люди, принимающие решения» , то есть высокопоставленные чиновники, знали о чем пишут СМИ, кого они критикуют. И не более того, и по результатам такого мониторинга чиновниками решения принимаются, только кулуарно, а сам мониторинг для внутреннего пользования. Скажем, тот же глава города Саратова после очередной критики главы Волжского или Заводского района в СМИ, вызовет того в кабинет и спросит, почему у тебя в районе бардак? Выносить сор из избы, это не их стиль, поэтому и не реагируют официально на критику в СМИ.
«Ригель» в конце ноября в статье «УФАС по Саратовской области нарушений законодательства в повышении цен на бензин не усматривает» задавал вопрос: «Нет ли причин со стороны УФАС по Саратовской области для проверки ценовой политики на бензин АЗС ПАО «ЛУКОЙЛ», и других АЗС в нашем регионе? Ответа от руководителя ведомства Елены Рысевой не последовало на тот вопрос. Не актуальная разве проблема была поставлена редакцией и разве она остро не волнует жителей региона?
Прошел месяц молчания УФАС, словно бы и нет этой проблемы. Редакция вновь обратилась к этой острой проблеме и опубликовала 19 декабря еще статью: «Саратовский бензин дорожает, УФАС молчит». Был сделан запрос в адрес УФАС и вот теперь получен редакцией ответ, что УФАС готовит для редакции ответ на запрос информации, сделанный по электронной почте. Ответ будет подготовлен в течение 7 дней, заверила руководитель общего отдела госпожа Брагина.
Другой пример: «Ригель», как только началась реконструкция «Липок» летом этого года не единожды критиковал лично тогда еще мэра Саратова Мокроусову за то, как проводит городская власть реконструкцию сада «Липки». И если бы тогда власть обратила внимание на публикации «Ригеля», то имел бы город сегодня то, что имеет: изуродованный сад «Липки»?
Заголовки статей говорили сами за себя, предупреждали и кричали: : «Что будет с Липками: «благоустроят», или изуродуют?»( 14 июня), «Сад Липки могут уничтожить под видом реконструкции» (18 июня), «Саратовские «Липки» превращают в асфальтовые джунгли» (15 июля),«В Саратове «Липки» изуродовали до неузнаваемости» (30 июля), «Сад Липки: благоустройство, которого нет» (19 августа), «Найден главный виновник гибели деревьев в парке «Липки» (15 октября).
В этих публикациях «Ригель» ставил совершенно конкретные вопросы и был последователен в освещении проблемы. Но мэр Мокроусова, ее подчиненные, руководитель КМК Юсупов отреагировали на публикации? Ответ на этот риторический вопрос увидит каждый горожанин по тому, в каком состоянии сегодня сад «Липки»: нет, не отреагировали. И прокуратура города Саратова тоже не отреагировала ни на одну публикацию по теме о реконструкции сада «Липки».
Подобных примеров десятки, когда администрация Саратова не реагировала на факты, опубликованные в статьях «Ригеля, и продолжает нарушать закон «О СМИ». Продолжает хранить упорное молчание. Но при этом, ни один ответственный чиновник администрации Саратова виновный в этом нарушении, не понес ответственности.
Факты упрямая вещь, как мы помним выражение классика, а чиновники администрации Саратова, правительства Саратовской области, ведомств федерального подчинения, показывают своим пренебрежением к критическим публикациям в СМИ, что они еще упрямее.
Журналисты «Ригеля», в свою очередь, упрямее чиновников и продолжают ежедневно писать, сообщать, информировать читателей об «упрямых» фактах, которые беспокоят жителей Саратова и губернии. А таких фактов , увы и увы, еще очень и очень много, а это значит, что журналистам нашего издания хватит работы в наступающем новом году.
Когда мы наблюдаем такое откровенное игнорирование проблем со стороны ответственных лиц, складывается впечатление, что мы имеем дело с заговором молчания. Именно с заговором! Только против кого сговорились ответственные лица?
Против журналистов? Нет! К ним всегда относились с презрением. Против изданий? тоже — нет. Это молчание, по сути, плевок в лицо большинства граждан. Потому, что СМИ спрашивает от имени гражданского большинства.
Игнорирование жалоб, чаяний, нужд граждан это больше, чем преступление. Это — ошибка! И чем быстрее она будет исправлена, тем прочнее будет единство нашего общества!
Комментарии: