В минувший четверг, 20 ноября, губернатор Саратовской области Роман Бусаргин направил в собрание депутатов Аткарского района заявление с предложением об отправке в отставку главы муниципалитета Виктора Елина.
Формулировка предложения об отставке для Саратовской области прозвучала, без преувеличения, сенсационно: в связи с утратой доверия.
Уже на следующий день, 21 ноября, депутаты Аткарского муниципального собрания приняли решение об отставке Виктора Елина. Временно исполняющим обязанности главы муниципального района назначен, как и полагается в таких случаях, первый заместитель — Константин Егоров.
ОТСТАВКА ЕЛИНА: ВЕРШИНА АЙСБЕРГА
Решение об отставке Виктора Елина стало кульминацией проверки, проведённой прокуратурой Саратовской области в соответствии с Федеральным законом «О противодействии коррупции».
По её итогам выявлены многочисленные нарушения, которые поставили под вопрос прозрачность и эффективность работы районной администрации.

СПРАВКА
Елин Виктор Владимирович.
Родился в г. Аткарск, окончил среднюю школу № 10 г. Аткарск в 1996 году.
Окончил СГАУ имени Вавилова (инженер-механик) и СГТУ («Многоканальные телекоммуникационные системы»).
На сайте Аткарского муниципального района В.В. Елин предпочёл не размещать свои биографические данные.
Согласно открытым источникам, с 2003 года по 2013 год трудился «в сфере электросвязи и телекоммуникаций» в Аткарске, Балашове и Ртищево.
В 2013 году стал первым заместителем главы администрации Аткарского района, курировал экономику, земельные отношения и ряд других направлений.
В 2015 году был избран на пост главы района. В 2021 году — избран на эту должность во второй раз.
Значительная часть претензий к Елину, согласно сообщениям СМИ и ряда телеграм-каналов, касается сведений о доходах. Елину инкриминируют систематическое предоставление неполных и недостоверных данных о своём имуществе и финансах, включая возможное сокрытие источников заработка.
По данным ряда федеральных СМИ («Аргументы и факты», РИА Новости), нарушения охватывают период с 2020 по 2024 год и включают несоответствия в декларациях о недвижимости, транспортных средствах и банковских счетах, что потенциально указывает на использование служебного положения для личного обогащения. Но это — лишь вершина айсберга.
Ряд телеграм-каналов активно обсуждают эти факты, ссылаясь на анонимные источники в прокуратуре и утверждают: якобы Елин не отразил доходы от аренды муниципальной земли частным структурам, связанным с его родственниками, что привело к убыткам бюджета района минимум на 5 млн. рублей.
Особый интерес вызывает инкриминируемый Елину конфликт интересов.
Согласно отчётам проверки, Елин лично участвовал в распределении государственных контрактов на сумму свыше 20 млн. рублей компаниям, где его близкие родственники (в частности, супруга и брат) выступали учредителями или бенефициарами. А это является прямым нарушением норм о предотвращении коррупции, когда личная выгода ставится выше интересов муниципалитета.
Как подчеркивал губернатор Бусаргин в своём обращении к аткарским депутатам, такие действия подрывают доверие к власти и требуют решительных мер.
В телеграм-каналах скандал окрестили «семейным бизнесом под крышей района», ссылаясь на конкретные тендеры по строительству дорог и коммунальных объектов в 2023 году.
ФАКТОР ВОЛОДИНА
Эксперты и политологи, знакомые с реалиями саратовского политикума, хорошо знают о том, что подобного рода резкие кадровые решения не принимаются без ведома Вячеслава Володина. Собственно, так произошло и в этот раз.
Скоропостижную отставку Виктора Елина (всего лишь четыре дня спустя после публичного объявления Володиным претензий к отныне бывшему главе района) связывают с последним визитом Вячеслава Викторовича в Саратовскую область.
Видеозапись фрагмента выступления Володина была в минувший понедельник, 17 ноября, размещена в телеграм-канале «Володин Саратов», в ходе которого спикер Госдумы отдельно остановился на затянувшейся реконструкции здания педагогического училища в Аткарске.
В выступлении Вячеслав Володин, в частности, заметил: «Несмотря на то, что в 2019 году проект был подготовлен, до сегодняшнего дня реставрационные работы не завершены. Мы с Романом Викторовичем заезжали, увидели, что там. Разговаривали достаточно прямо, открыто и где-то жёстко с главой района, который является заказчиком по восстановлению объекта историко-культурного наследия в Аткарске.
Что касается суммы, она выросла в разы. По сегодняшний день это пока лишь здание, которое требует огромных вложений, причём более 100 миллионов, а вложено туда уже, наверное, под 300 миллионов».
Володин назвал недопустимой ситуацию, когда только на восстановление фундамента и кровли потратили 200 миллионов рублей, но объект до сих пор не сдали.
«Вдумайтесь: 10 соток земли вокруг здания училища — на благоустройство этих 10 соток запланировано 15 миллионов. Это что же там за плитка? Сусальное золото, наверное. Так нельзя», — возмущался Володин.
Некоторые эксперты и политологи посчитали этот инцидент примером жёсткой антикоррупционной кампании в Саратовской области, инициированной после заявлений спикера Госдумы Вячеслава Володина о необходимости «зачистки» рядов муниципальных руководителей. Но так ли это?
А тут возникают вопросы.

РАЗВАЛ СИСТЕМЫ
Из биографической справки Виктора Едина мы можем понять, что в системе муниципального управления Аткарского района он работал не один год. Следовательно, Виктор Владимирович прекрасно знал «правила игры». Редакция «Ригеля» не может ни подтвердить, ни опровергнуть инкриминируемые отныне уже бывшему главе районе нарушения.
Но, согласитесь, вряд ли он стал бы совершать некие, скажем так, действия, в надежде на то, что эти «шалости» останутся незамеченными в Саратове. Следовательно, резонно предположить, что он действовал в рамках неких негласных правил, делал то, что разрешено и другим его коллегам.
И с этой точки зрения формальный повод для «утраты доверия» (реконструкция здания педагогического училища) уже не выглядит столь однозначно. Сотни миллионов рублей на реконструкцию в полном объёме дошли до бюджета Аткарского района? А если дошли, то куда подевалась значительная их часть, раз в деле реконструкции здания училища было сделано так мало?
Ещё один момент. Среди районов области Аткарский район по исполнению местных бюджетов в последние годы если и не находился в числе передовиков, то не был и в числе наглухо отстающих.
К примеру, по итогам 2020-2022 годов для исполнения своих полномочий Аткарский район по необходимости дотаций находился в самой многочисленной группе муниципальных образований (МО) области — им требовались дотации в объёме от 20 до 50% объёма годового бюджета. А таковых, согласно градации областного минфина (см. Приказ Министерства финансов Саратовской области № 315 от 10.11. 2023 г.) было 31 МО из 41. Аткарский район расположился в верхней части этого рейтинга — на 3-м месте.
То есть Аткарский район в целом находился в числе этаких крепких «середнячков» Саратовской области.
Более того, уже в мае 2025 года свой рейтинг районов области по результатам комплексной оценки в инвестиционной сфере представил глава областного мининвеста Александр Марченко. И здесь у Аткарского района тоже были весьма неплохие показатели: он вошёл в группу из 10 муниципальных образований, которым опрошенные министерством представители местного бизнес-сообщества выставили наиболее высокие оценки с точки зрения создания благоприятного инвестиционного климата.
Казалось бы, социально-экономическое положение подведомственного Виктору Елину района было далеко не самое плохое, район не был в числе отстающих. И тут — отставка главы по причине «утраты доверия» со стороны главы региона!
… Любое увольнение главы муниципального района — это, без преувеличения ЧП. По идее, такие кардинальные меры должны приводить к решительному изменению ситуации к лучшему.
Более того, подобного рода оргвыводы, по идее, должны быть хорошим пенделем для глав других проблемных территорий области, но, как мы видим на примере последнего инцидента, должных выводов почему-то не делается.
Вспомним «урожайный» 2024 год, когда по собственному или не по собственному желанию главы едва ли не 25% муниципальных образований Саратовской области оставили свои должности:
- 1 июля 2024 года губернатор Бусаргин отстраняет от должности глав Балаковского и Петровского районов за неэффективную работу; руководитель ЗАТО Светлый сама уходит в отставку по собственному желанию;
- сентябрь 2024 года — уходят в отставку главы Балашовского, Духовницкого, Лысогорского и Советского районов;
- октябрь 2024 года — тоже «по собственному желанию» уходят в отставку мэр Саратова и глава Алгайского района.
Что характерно? Муниципалитеты — разные, главы — люди тоже разные, имеющие совершенно разный профессиональный и личный опыт. А вот итог почему-то один. Почему? Ответов напрашивается три.
Во-первых, система назначения (именно назначения — формальные выборы не в счёт) приводят к тому, что во главе муниципальных образований зачастую становятся люди, совершенно непригодные к работе в системе муниципального управления или уже наглядно показавшие ранее, на что они «способны».
Во-вторых, в целом за последние годы система муниципального управления изменилась настолько, что оптимально работать она уже не может: полномочия муниципалитетов с каждым годом урезаются всё больше, а обязанностей прибавляется, в результате чего муниципалитеты превращаются, по сути, в подразделения областного правительства.
Наконец, в-третьих: главы районов в ситуации подобного рода «реформ» оказываются подотчётны Правительству Саратовской области, именно оно становится для руководителей главным избирателем, но вовсе не жители этих территорий.
Нынешняя ситуация с увольнением главы Аткарского района Виктора Елина — классическая иллюстрация этих соображений.







Комментарии: