Во вторник 21 мая в Саратовской областной Думе состоялось рабочее совещание, посвящённое актуальной теме — соблюдению сроков и качества при строительстве и реконструкции областных объектов социальной и коммунальной инфраструктур.
Эти работы, необходимо заметить, осуществляются за счёт муниципальных и государственных средств в рамках заключённых контрактов. А потому, с формальной точки зрения, нет ничего удивительного, что внимание к выполнению этих работ повышенное.
ОБВИНИТЕЛИ
И всё же странно было наблюдать в тихой и богобоязненной саратовской облдуме такое кипение страстей. Удивительно, но тон в дискуссии задавали депутаты-единороссы, которые калёным железом жгли деятельность нерадивых строительных организаций.
В чём проблема? Эти самые организации слишком долго, в нарушение всех сроков, ведут реконструкцию и строительство. К качеству работ также немало вопросов.
Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области Сергей Соколов подробно рассказал о том, на каких объектах идут срывы сроков работ, представил подробную информацию о фирмах-подрядчиках. Настаивал на необходимости чётко соблюдать условия заключённых контрактов.
Что предлагалось для борьбы с нехорошими подрядчиками? Депутаты предлагали меры радикальные, но, строго говоря, вряд ли действенные:
- включать фирмы-нарушители в «чёрный список» УФАС;
- запретить выплачивать авансовые платежи;
- сделать обязательным казначейское сопровождение проектов.
В конце концов решили продолжать работу в подобном формате (в формате рабочих совещаний), держать вопрос на личном контроля, инспектировать строительных объекты в своих округах и проч.
ОБВИНЯЕМЫЕ
Редкий случай: депутаты и выступающие не только огласили названия кампаний-нарушителей, но обозначили их учредителей и руководство, а потом эти данные были озвучены для общественности в пресс-релизах — неслыханно! Обычно что областные, что муниципальные власти критикуют по принципу кто-то, кое-где, порой, а тут — бескомпромиссная гласность.
Более того, были названы объекты, срывы сроков по строительству и реконструкции которых эти компании допустили.
ООО «Водпром» (генеральный директор и учредитель — Роман Смирнов):
- не завершило строительство объектов инженерной инфраструктуры в пос. Латухино;
- сорвало график работ по реконструкции системы водоснабжения в с. Бартеневка;
- сорвало график работ по реконструкции системы водоснабжения в пос. Петровский (работы не завершены до сих пор, отставание от графика составляет 256 дней).
ООО «СаратовСтройСервис» (учредитель — Елена Копылова, директор — Сергей Матвеев):
- не завершены работы по контракту от 20.03.2023 г. на реконструкцию поликлиники в Красноармейске (подрядчик получил аванс в 52,7 млн. рублей, далее контракт был расторгнут из-за постоянного отставания от графика; работы не завершены до сих пор);
- не завершены работы по реконструкции Театра оперы и балета;
- сорваны работы по реконструкции малой сцены ТЮЗа.
ООО «Трест 7» (учредитель и директор — Алексей Кузнецов):
- в 2022 году общество было субподрядчиком по реконструкции инфекционной поликлиники в Красноармейске; все работы были завершены только в 2024 году;
- в настоящее время является подрядчиком по благоустройству парка «Липки», к ходе работ в котором тоже есть претензии.
СОСТАВ ОБВИНЕНИЯ
Помимо срыва графика работ, отсутствия должного качества, эти строительные компании обвиняются также в рвачестве. Председатель Саратовской областной Думы Михаил Исаев, именно так и сказал: «В вашем лице мы видим систему, главной целью которой стало получение прибыли…» (цитата — по сообщению телеграм-канала Саратовской областной Думы).
Но позвольте! Все эти компании являются коммерческими, а не бюджетными и уже тем более — не благотворительными организациями. Цель их деятельности — извлечение максимально возможной прибыли. Обвинять их в этом — всё равно, что обвинять волка в охоте на других обитателей леса.
В работе подрядных организаций министр строительства и ЖКХ Сергей Соколов подметил одну важную особенность: «Разбираясь в деятельности таких подрядчиков, мы наблюдаем у строителей схему пирамиды „МММ“: берут авансы на одних объектах, чтобы зайти на другие и так бесконечно».
К схеме «МММ» мы ещё вернёмся, а пока зададимся вопросом: если эти строительные компании столь плохи и безответственны, зачем власти Саратовской области заключают с ними государственные и муниципальные контракты? Ведь проверить надёжность строительного подрядчика — дело очень несложное.
И ещё одно обвинение в адрес компаний-подрядчиков из уст спикера областного парламента Михаила Исаева (цитата — по сайту облдумы): «В других регионах вы работаете активно, даже не скрывая это, а в своём родном распределяете силы по остаточному принципу […]. У вас нет достаточного штата, оборотных средств. Так работать нельзя!».
ВЫВОДЫ
Теперь попытаемся понять, что происходит в суровой действительности.
Компании-подрядчики (и это говорили сами участники рабочего совещания) умеют работать качественно. Но почему-то — в других регионах.
В Саратовской области они работают по принципу «МММ»: не завершив один объект, переходят на следующий. Причину этого раскрыл спикер Исаев: у них не хватает оборотных средств. Почему?
Грубо говоря, вот почему. С учётом того факта, что компании-подрядчики — не филантропы и за свой счёт для Саратовской области строить (ремонтировать) ничего не будут, оборотных средств у них может не хватать только в трёх вариантах.
Первый: компания вороватая и деньги её руководство выводит на сторону (но в таком случае, зная вороватость фирмы, зачем заключать с ней государственный или муниципальный контракт, вместо того, чтобы написать заявление в Следственный комитет?).
Второй вариант: оборотных средств у компании может не хватать в том случае, если заказчик выплачивает ей как подрядчику не всю оговоренную в контракте сумму, но при этом требует выполнения работ на все 100%.
Третий вариант: оборотных средств у компании может не хватать в том случае, если кураторы строительства требуют взятку (откат, занос, распил — эту коррупционную составляющую можно называть как угодно, суть та же), но при этом требуют выполнения работ на все 100%.
Отсюда понятен принцип «МММ»: строительство (реконструкция, ремонт) каждого объекта завершается за счёт объекта следующего.
Отсюда понятны и срывы сроков и ненадлежащее качество работ: что может сделать подрядчик, когда работы на объекте оцениваются, к примеру, в 50 «лямов», а подрядчику реально остаётся 10? Правильно, он начинает экономить на стройматериалах, на отделочных материалах, на количестве техники и рабочих на объекте, затягивает сроки исполнения работ. Потом ему дают возможность выиграть новый контракт, он переходит на новый объект, и за его счёт худо-бедно завершает работы на предыдущем.
А когда объект всё ж таки сдаётся в эксплуатацию, «неожиданно» обнаруживается, что стены в новом жилом доме для бюджетников сплошь покрыты плесенью, что там — провал, тут — обрыв, здесь ещё какая-то хрень. И это естественно — иначе и быть не может, если на строительство или ремонт объекта затратили в лучшем случае (!) половину денег от запланированного и одобренного бюджета.
Интересный вопрос: обо всём этом участники рабочего совещания в облдуме знали? Ну, как минимум, догадывались. Как минимум. И зачем тогда всё это было вынесено на всеобщее обозрение?
Причина видится одна: должны же быть козлы отпущения. Очень даже не исключено, что три обозначенных на совещании компании-подрядчика (идеальные кандидатуры на роль таких «козлов») решили соскочить с поезда. Потому что, как правильно заметил спикер Михаил Исаев, «так работать нельзя».
Соскочить-то они, может, и хотят, да кто ж им теперь даст? О том и речь…
Комментарии: