28 июля 2023 года губернатор Саратовской области Роман Бусаргин внёс на рассмотрение депутатов Саратовской областной Думы очень любопытный законопроект с очень неинтересным названием: «О признании утратившими силу некоторых законодательных актов Саратовской области и отдельных положений законодательных актов Саратовской области». Законопроектом предлагается внести кое-какие поправки в законодательство области.
Изменения предлагается внести в законы, которые относятся к 2007-2022 годам, в том числе — в базовый Закон Саратовской области от 28.12. 2007 г. № 300-ЗСО. Речь идёт об органах местного самоуправления и о том, что эти органы наделялись правом и бюджетными полномочиями начислять и предоставлять жителям области субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Тема, на первый взгляд, скучная и суконная, но пристальный взгляд позволяет нам увидеть, сколь любопытно функционирует бюджетная система Саратовской области и в каком направлении идут реформы. А эти самые реформы идут постоянно!
В чём суть предлагаемых изменений? В том, что на протяжении указанных выше лет субсидии на оплату ЖКУ и оплату жилого помещения (если оно находилось в муниципальном найме или госсобственности, а льготник в нём проживал) выплачивались гражданам из муниципальных бюджетов. А в эти самые бюджеты деньги на субсидии перечислялись из регионального бюджета.
Теперь Роман Бусаргин предлагает выйти на следующий этап реформирования социальной поддержки граждан и убрать прослойку в виде муниципий. А именно: у органов местного самоуправления полномочия по этому виду соцподдержки отобрать (а заодно отобрать и финансы) и передать всё в структуры областного Министерства труда и социальной защиты.
Как следует из пояснительной записки к законопроекту, изменения надо принимать как можно быстрее, чтобы с 1 января 2024 года все полномочия по начислению и выплате субсидий передать в надёжные и профессиональные руки областных чиновников.
Какова цена вопроса? Из финансово-экономического обоснования проекта закона следует, что в общем-то дополнительных затрат не потребуется. Более того, «экономия средств областного бюджета в 2024 году составит порядка 40 млн. 628,0 тыс. рублей, в 2025 году — 39 млн. 307,1 тыс. рублей».
Из чего складывается эта экономия в десятки миллионов рублей — об этом в документе нет ни слова. Попробуем разобраться самостоятельно.
Самая маленькая сумма, заложенная в бюджет на 2023-2025 годы (по 1,5 млн. рублей в год) — это «обеспечение работы автоматизированной системы обслуживания операций, связанных с предоставлением гражданам субсидий (сопровождение и обслуживание программно-технологического комплекса „Радей-Соцзащита“)». Именно эти затраты и предлагается обнулить, отказавшись от услуг комплекса «Радей-Соцзащита». Он будет заменён другой автоматизированной информационной системой — «Электронный социальный регистр населения» (АИС ЭСРН).
Отказ от комплекса «Радей» и экономия на техническом сопровождении его работы суммы в 1,5 миллиона рублей в год — это даже не кот наплакал. Эти деньги просто не заметны в масштабах расходных частей областного бюджета, насчитывающих десятки миллиардов рублей. Кроме того, любая информационная компьютерная система требует постоянного обслуживания. В какую сумму будет обходиться ежегодно обслуживание АИС ЭСРН? На этот вопрос губернатор Бусаргин ответ не даёт. Впрочем, информационные системы «Радей» и АИС ЭСРН заслуживают отдельного разговора — «Ригель» планирует разобрать эту тему досконально, до тонкостей.
Вторая упомянутая статья затрат направлена «на организацию предоставления субсидии» в общем объёме 70 млн. 572,0 тыс. рублей в год. Надо понимать, эти деньги предназначены труженикам областной системы соцподдержки. Губернатор Бусаргин упоминает про работу Центра коммуникаций по вопросам социальной защиты населения г. Саратова и управлений соцзащиты при министерстве труда, говоря о том, что их кадровый состав расширяться не будет, в связи с чем нет дополнительной потребности на выплату зарплат. Значит, 70,5 млн. рублей секвестру не подлежат.
Третья статья затрат, о котором упоминает губернатор Бусаргин в тексте финансово-экономического обоснования к законопроекту, это — собственно выплата субсидий гражданам. На 2023 год на эти цели в бюджете заложено 470 млн. 449,7 тыс. рублей (на последующие два плановых бюджетных года она увеличиваются примерно на 20 млн. рублей ежегодно). Этими деньгами с 1 января 2024 года будет распоряжаться министерства труда и соцзащиты.
Но есть проблема: откуда взялась цифра в 470 млн. 449,7 тыс. рублей и что она означает — совершенно непонятно. В приложении № 4 к уточнённой редакции областного бюджета (от 20 июля 2023 года, раздел 10 «Социальная политика») её нет. В приложении к приказу Министерства труда и социальной защиты № 1628 от 30.12. 2022 г. (пункт 1.3 подпрограммы 1 «Социальная поддержка населения») её тоже не видно.
В последнем документе чёрным по белому написано: расходы на статью «Социальные выплаты отдельным категориям граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» в бюджете области на 2023 год заложены в объёме 3 млрд. 072,4 млн. рублей. Сколько именно денег и каким категориям льготников идёт исключительно на субсидии по оплате ЖКУ, а сколько и кому на оплату жилого помещения — об этом могут сказать могут только те, кто этот бюджет верстал.
Это — к вопросу об информационном обществе, открытом бюджете и прочих прелестях цифрового мира. Не зная многих важных нюансов бюджетного процесса человеку заинтересованному, но не находящемуся внутри этого бюджетного серпентария, разобраться в хитросплетениях миллионов и миллиардов очень непросто. А вываленный в открытый доступ ворох цифр его просто-напросто запутает. Видимо, на то и делается расчёт…
А мы подводим итог.
Первое: губернатор Бусаргин затеял реформу в деле начисления и выплаты компенсаций жителям Саратовской области в оплате ЖКУ. Говорит, что дополнительных бюджетных средств это мероприятие не потребует и в ближайшие два года даже будет экономия в общей сумме 79 млн. 935,1 тыс. рублей. Откуда он взял цифру этой экономии? Совершенно непонятно.
Второе: губернатор Бусаргин утверждает, что субсидии на оплату ЖКУ в масштабах Саратовской области на 2023 год составляют 470 млн. 449,7 тыс. рублей. При том, что подпрограмма областного бюджета на оказание соцподдержки по оплате жилых помещений и расходов на ЖКУ превышает 3 млрд. рублей. Нестыковка налицо.
Минуточку, а вот в бюджете области на 2018 год субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг было заложено финансирование в объёме 717,9 млн. рублей. Понятно, что население Саратовской области сокращается, о чём «Ригель» не раз уже рассказывал, но всё же — не с такой скоростью.
И всё-таки, откуда Бусаргин взял эту цифру в 470 миллионов рублей субсидий? Загадка, парадокс, достойный пера романиста.
Третье: у таких крупных муниципальных образований региона, как города Саратов, Энгельс, Балаково область забирает всё больше административных и бюджетных полномочий. На региональный уровень год назад передали пассажирский транспорт, в начале 2023 года — полномочия в сфере земельных отношений, с лета прошлого года в ход пошли средние учебные заведения. Теперь вот — выплата субсидий для оплаты ЖКУ.
Что может сделать местное самоуправление, когда его административные и финансовые полномочия сжимаются год от года, как шагреневая кожа? Может, лучше распустить муниципию, сократить раз в десять муниципальных чиновников, а управлять всем будут эффективные менеджеры регионального уровня? В самом деле, зачем животное мучить — лучше уж не по частям, а сразу хвост отрубить…
Комментарии: