Об этом Ищенко сообщил в социальных сетях в выходные. Заявление о выходе было написано в связи с «деструктивной разрушительной деятельностью депутата.., его поведением, нарушающим нормы морали и этики, неуважительным отношением к изобретателям — членам Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов».
Таким образом, конфликт в руководстве ВОИР вошел в открытую фазу. ВОИР было основано в январе 1932 года, то есть 91 год назад и его органы управления являются немного устаревшими. Их структура является типовой для общественных организаций времен довоенного СССР и с тех пор почти не менялась. 1990-е годы общество пережило с трудом и лишь в 2010-е начало восстанавливать активную деятельность, подключившись в последние годы к профориентационной работе со школьниками и студентами, а также к сотрудничеству с крупными предприятиями.
С 2016 года Антон Ищенко являлся председателем центрального совета ВОИР, а с июня 2022 года — гендиректором общества. В 2022 году председателем центрального совета ВОИР стал депутат госдумы Владимир Кононов. О конфликте между Ищенко и Кононовым до недавних пор не было известно. Кризис копился последние месяцы и разразился лишь в октябре 2023-го. На минувшей неделе в ВОИР прошло заседание центрального совета, на который не были пущены некоторые его члены.
Сразу после этого несколько региональных отделений ВОИР написали на имя гендиректора Антона Ищенко письма с жалобами на председателя Кононова и с просьбой собрать внеочередной съезд с целью снять последнего с руководящего поста ВОИР. Суть претензий к Кононову следующая: в августе этого года он продавил для приема на работу в руководящие органы общества двоих сотрудников без согласования с оргкомитетом ВОИР «под высокую зарплату с выплатами огромных премий».
Кроме того, на должность своего заместителя он поставил Марию Ильичеву с зарплатой в 250 тысяч рублей. Кононова также подозревают в растрате на личные цели десятков миллионов рублей из федеральных грантов, выделенных на деятельность ВОИР. Согласно уставу организации, для собрания внеочередного съезда ВОИР необходимо заявление более одной трети региональных отделений организации.
Но даже в случае если внеочередной съезд соберётся, нужно будет не менее половины голосов для смены председателя организации. Антон Ищенко и ряд членов ВОИР, принявшими его сторону, написали письмо попечителю ВОИР, зампреду правительства РФ Дмитрию Чернышенко. Теперь все будет зависеть от позиции региональных организаций ВОИР и некоторых влиятельных политиков на федеральном уровне. Антон Ищенко считает, что региональные отделения поддержат его позицию. Он дал комментарий «Ригелю».
«Я вышел из списка помощников депутата государственной думы Кононова. Это связано в первую очередь с его отношением к изобретателям, которых объединяет всероссийское общество изобретателей и рационализаторов. Приход Кононова в ВОИР связан с моей позицией. Я его привел в организацию, по его просьбе. Выполнил все пожелания, связанные с занятием руководящих должностей. Сначала его пожеланием было занять пост президента ВОИР, потом председателем центрального совета, завести туда «группу товарищей» и ряд его помощников в группу в центральную контрольно-ревизионную комиссию (ЦКРК). Это его предложение, которое поддержал съезд. Я, собственно, просил об этом участников съезда.
Так получилось, что вся цепочка событий, которую последние несколько месяцев мы наблюдаем, она свидетельствует о том, что это попытка установить полный и всеобъемлющий контроль одного человека над всероссийской организацией. Огромной организацией, объединяющей ученых и изобретателей для того, чтобы, видимо, извлечь отсюда какие-то свои коммерческие «бенефиты».
У нас было уже несколько заседаний центральных советов. Такое вот полухамское и неуважительное поведение на этих заседаниях, которые вел Владимир Михайлович [Кононов] стало очень серьезной неожиданностью. Потому что фактически все наши мероприятия руководящих органов ВОИР превращаются в бенефис одного человека, когда не слышатся мнения простых членов общества, не допускаются на мероприятия обычные изобретатели, их позиция никак не рассматривается и не принимается во внимание.
И вот группа чиновников, людей достаточно далеких от изобретательства, которые попали в последнее время в состав центрального совета, они как раз пытаются создать организацию совсем не такую, какую мы строили на протяжении многих лет. Наша задача сделать общество открытым, большим, командой, сообществом, людей, близких по духу, которые увлекаются инновациями. Чтобы здесь рождались новые технические проекты, новые изобретения.
Мы работаем с детьми, работаем с молодежью, продвигаем изобретательство в массы и делаем это зачастую бескорыстно, без всякого финансирования со стороны крупных корпораций и государства. И я считаю, что мы с этой задачей справляемся, у нас почти во всех регионах работают отделения ВОИР. Мы восстановили работоспособность организации как федеральной структуры, и сегодня ВОИР выглядит существенно обновленным и с хорошим потенциалом научным, техническим.
Мы сегодня готовы предложить стране новые прорывные решения, зачастую даже превосходящие этот потенциал. Работа, которая происходит в образовательных и научных организациях, мы благодаря ей понимаем, что наши изобретатели могут сделать революционные предложения по многим отраслям и сферам. Это работа новых секторов экономики, восстановление работоспособности промышленных предприятий. Все благодаря тем идеям, с которыми работают наши изобретатели.
Последней каплей, которая послужила для принятия этого решения – это проведение центрального совета, который состоялся 5 октября, когда целую группу изобретателей и руководителей региональных организаций, членов ЦКРК, замруководителей ВОИР, замов генерального директора. Их просто не пустили в помещение, в котором господин Кононов собирался проводить центральный совет. Дозвониться ни до него, ни до его помощников не было никакой возможности, никто трубки не брал: они отключили все телефоны.
На этом заседании были приняты какие-то решения, которые, фактически, идут в грубом разрезе, в противопоставлении вообще всех уставных норм. Это касается вмешательства в финансово-хозяйственную деятельность всей дирекции, ограничения в финансовых операциях, выдачей доверенностей и так далее. Снова мы видим, что здесь есть процесс захвата организации людьми, которые абсолютно никак не были подключены и не участвовали в процессах ее становления, не были задействованы на самом сложном этапе строительства организации.
В 2016-2017 годах не было даже офиса, и число региональных организацией и членов исчислялось небольшим количеством. За эти несколько лет те, кто был в команде, кто создал новую организацию, это их заслуга, а не тех депутатов или чиновников, которые подключились в последние несколько месяцев к работе руководящих органов ВОИР.
Это моя кадровая ошибка, я пошел на поводу у Владимира Михайловича, выполнил его просьбу. Но теперь я думаю, что это было абсолютно неправильное решение. К сожалению, мы видим результаты его политики. Могу сказать, что многие региональные организации, увидев такое отношение к заслуженным изобретателям со статусом, которые давным-давно работают и являются членами ВОИР, многие из которых в ней с 1960-1970 годов… Когда к ним было проявлено такое наплевательское отношение со стороны новых людей, высказали свое фактическое недоверие так называемому председателю центрального совета ВОИР, Владимиру Михайловичу Кононову.
Абсолютное большинство уже проинициировало проведение организационного комитета по созыву [внеочередного] съезда организации с одним вопросом: переизбрание руководящих органов ВОИР. В первую очередь, председателя центрального совета. Одна треть от количества региональных организаций нужна для инициирования съезда. Я думаю, она будет у нас формализована 14 октября, когда будет проведено заседание оргкомитета. Далее, будут проведены региональные конференции, на которых будет вынесено решение о созыве съезда. Думаю, что съезд должен показать отношение к тем процессам и к тому поведению, которое мы с вами увидели в последние месяцы.
Съезд будет легитимным, если будет участвовать больше половины от числа действующих региональных организаций и решение на съезде принимаются большинством голосов. Сейчас насчитывается 67 действующих региональных отделений ВОИР», – рассказал Антон Ищенко.
Таким образом, для созыва съезда необходимо такое решение минимум 23 региональных отделений. Причем на него должны прибыть представители не менее чем 34 реготделений ВОИР, из которых за смену председателя нужно, чтобы проголосовало свыше половины делегатов. Если ничего неожиданного не произойдет, то депутата Кононова сместят с поста председателя центрального совета ВОИР, а впоследствии и остальных его ставленников.
Саратовское региональное отделение ВОИР Андрей Россошанский. Он был министром молодежной политики в правительстве Аяцкова, гендиректором «ВГТРК Саратов», депутатом саратовской областной думы, зампредом правительства Саратовской области и первым замглавы правительства республики Марий Эл. Он сообщил ИА «Ригель», что поддерживает позицию гендиректора ВОИР Антона Ищенко и дирекции организации.
«Сейчас только что закончилось заседание совета региональной организации [ВОИР]. Мы приняли единогласное коллегиальное решение, что мы поддерживаем позицию Антона Анатольевича Ищенко и дирекции ВОИР, а также поддерживаем предложение региональных советов, которые предложили Антону Ищенко провести внеочередной съезд ВОИР в ближайшее время», – сообщил Россошанский.
Комментарии: