За полугодие 2025 года было возбуждено 862 таких дела, половина — в крупном и особо крупном размерах (от 6 млн рублей), следует из данных МВД, изученных «Известиями». Увеличилось и количество выявленных взяток — на 20%, до 17 тыс. Среди громких кейсов этого года — рассмотрение в суде дела экс-замминистра обороны Тимура Иванова за легализацию почти 4 млрд, помещение под домашний арест блогера Александры Митрошиной за отмывание 127 млн, предъявление обвинения мэру Красноярска Владиславу Логинову за взятку и директору МХАТ им. Горького Владимиру Кехману за «подарок» в виде Mercedes.
Как обычно отмывают нелегальные доходы и почему властям всё чаще удается выявлять эти схемы?
За январь–июнь 2025-го в России выявили 862 преступления, связанных с отмыванием денег — процедурой сокрытия происхождения нелегальных доходов (в том числе полученных за счет неуплаты налогов), чтобы придать им вид законных. По сравнению с прошлым годом количество таких дел выросло на 33%, следует из июльской статистики МВД.
Половина нарушений касалась легализации средств в крупном (от 1,5 млн рублей) и особо крупном (от 6 млн рублей) размерах. По данным ведомства, количество таких дел выросло почти в полтора раза.
На сегодня одной из самых популярных схем легализации преступных доходов остается обналичивание через фирмы-однодневки, создаваемые специально для этих целей, поделился управляющий партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Алексей Добрынин.
— Популярны инвестиции в недвижимость, драгметаллы, ценные бумаги через подставных лиц. Появляются и новые схемы — через микрофинансовые организации, фиктивные фонды и переводы денег за рубеж через третьи страны, — перечислил аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов.
Так, например, в июле бывший замминистра обороны Тимур Иванов получил 13 лет колонии за присвоение 216 млн рублей при покупке паромов для Керченской переправы и хищение с отмыванием почти 4 млрд из банка «Интеркоммерц». Следствие установило, что паромы приобрели через цепочку иностранных фирм, а разницу от перепродажи после роста курса евро легализовали под видом оплаты услуг, валютных операций и возврата займа через подконтрольные компании.
Растет и роль криптовалют — они используются для сокрытия происхождения денег, перевода средств и их последующего отмывания.
— Например, человек торгует наркотиками и получает оплату в биткоинах. Живя в России, он нуждается в рублях и конвертирует криптовалюту в наличные, в том числе через банковские карты, оформленные на других лиц, — уточнил адвокат, партнер МКА Москвы «ЛКП Защита бизнеса» Сергей Матюнин.
Часто применяют анонимные счета, депозиты на небольшие суммы или кредиты, погашаемые нелегальными доходами. Крупные суммы нередко делят на части и размещают в иностранных банках, чтобы позже ими воспользоваться, продолжил Алексей Добрынин.
Так, в мае в Подмосковье задержали 10 человек, подозреваемых в отмывании 1 млрд. По версии следствия, они использовали банковские карты на имена иностранцев и через даркнет обналичивали доходы от продажи наркотиков, а затем легализовали их.
Часто деньги отмывают через операции с недвижимостью, когда преступные доходы вкладывают в коммерческие или жилые объекты через подставных лиц, чтобы потом их продать, рассказала профессор кафедры экономической безопасности и управления рисками Финансового университета при правительстве РФ Надежда Капустина. При этом власти всё чаще обращают внимание на легализацию денег, полученных от неуплаты налогов, добавил Сергей Матюнин. Например, в марте задержали популярного блогера Александру Митрошину. Она уклонилась от уплаты налогов, получив свыше 127 млн, и легализовала их, купив трехкомнатную квартиру на улице Большая Дмитровка в Москве площадью 111 кв. м. По той же статье в мае объявили в розыск другого блогера, Гусейна Гасанова. Чуть раньше автора «Марафона желаний» Елену Блиновскую суд приговорил к пяти годам колонии. По версии следствия, обвиняемая при посредничестве мужа не перечислила сборы на 906 млн и отмыла 706 млн.
За легализацию доходов в особо крупном размере грозит до семи лет лишения свободы, штраф до 1 млн или в сумме дохода осужденного за пять лет, напомнил Алексей Добрынин.
Комментарии: