В 2023-м году сумму таких «глухих» долгов оценивали в 67 миллиардов рублей – бюджет какого-нибудь среднего субъекта Российской Федерации. Шансы на возврат этих долгов близки к нулю. Однако, особенно отчаянные или ушлые взыскатели все равно их покупают.
Так, в прошлом году около 26% от объема долгов россиян перед банками, которые были выставлены на продажу коллекторам, считались «бесперспективными к взысканию». Но, значит, их все же покупают и не мытьем, так катанием взыскивают. Всего за недавно истекший год российские банки предложили коллекторам проблемные кредиты на 258 млрд рублей.
В Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) отмечают, что доля плохих долгов самого низкого качества планомерно растет последние три года: в 2021-м она составила 23%, в 2022-м — 24%. До этого подобные расчеты НАПКА не приводила. Таким образом, объем «бесперспективной» задолженности взыскатели оценили в 67,1 млрд руб.
Но почему такие долги покупают?
Оказывается, долги, расцениваемые как бесперспективные, не выводятся банками в отдельные лоты. Безнадежные к взысканию долги продаются в составе портфелей с долгами, которые коллекторы расценивают как перспективные. Как говорили раньше – «в нагрузку».
Справка
Долг можно считать «бесперспективным к взысканию», если клиент находится в процедуре банкротства (внесудебного или через суд) или умер. К низкой категории качества также относятся кейсы на небольшие суммы и без необходимых документов по должнику, а также те, по которым истекли или пропущены сроки предъявления требований по взысканию.
Комментарии: