«Совесть есть светило внутреннее, закрытое, которое освещает единственно самого человека и речет ему гласом тихим, без звука, трогая нежную душу, приводит ее в чувство и, следуя за человеком везде, не дает ему пощады ни в коем случае».
Императрица Екатерина Великая.
Большая часть жизни Александра Ивановича Пономарева связана с г. Саратовом. Избрав профессию юриста и поступив
в 1979году на работу в органы прокуратуры стажером следователя прокуратуры Кировского района г. Саратова, пройдя
все ступени службы, он стал прокурором Воронежской области. Работал в разные годы следователем по особо важным
делам прокуратуры Саратовской области, заместителем прокурора Саратовской области и Южного транспортного
прокурора. Имеет почетные звания: «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации», «Заслуженный юрист
РФ».
Находясь на заслуженном отдыхе он продолжает занимать активную жизненную позицию. В качестве представителя общественности принимает участие в работе квалификационной коллегии судей Саратовской области.
Из 36 лет службы в органах прокуратуры – 10 лет на следственной работе.
Вспоминая свои первые годы службы и расследованные уголовные дела, Александр Иванович увлеченно рассказывает
нам о событиях тех далеких дней, людях, посвятивших многие годы своей жизни служению Закону. С теплотой отзывается о профессии следователя: « Это очень интересная работа и тот кто полюбил её, предан ей, знает какое огромное удовлетворение получаешь от успешно расследованного дела и как переполняет гордость за свою профессию,
назначение которой – побеждать и наказывать зло».
Мы продолжаем публикацию воспоминаний Александра Ивановича Пономарева.
Немного истории
На территории Кировского района г.Саратова за железнодорожным вокзалом располагаются старообрядческое и еврейское кладбища, которые разделяет узкая дорога, идущая от первой линии вверх, в гору.
Старообрядческое кладбище появилось в Саратове в середине 18 века и было основано староверами-поморами. Многие богатые и влиятельные купцы Саратовской губернии, именитые и почетные жители Саратова были старообрядцами. На кладбище захоронены известные саратовские промышленники, купцы, предприниматели, благотворители, которые оказали большое влияние на экономическую и социальную жизнь Саратова.
В 1841 году на единоверческом, как оно тогда называлось, кладбище на средства почетного гражданина г. Саратова Никанора Горбунова была построена церковь Агриппины-мученицы. При храме чуть позже на средства городского Головы М.С.Масленникова, купцов А.М.Лобанова, Н.А.Бугрова, А.А.Блинова были выстроены и обустроены здания трех богаделен (богоугодных заведений для престарелых, немощных людей).
В советское время в этих помещениях располагались школа обучения электромеханической специальности Рязано-Уральской железной дороги и интернат для ее учеников. После ряда преобразований и переименований организация получила название «Государственное производственно-техническое училище железнодорожников – ГПТУ». В 2008 году здесь было решено организовать «бизнес-инкубатор Саратовской области».
Кладбища представляют собой уникальные исторические архивы. Они служат безмолвными свидетелями ушедших эпох, отражая культурные ценности, верования и социальную структуру общества. Здесь запечатлена история жизни людей в определенный отрезок времени.
Так сложилось, что родители моей жены проживали в небольшом частном доме в двухстах метрах от старообрядческого кладбища на улице под названием 1-ый Ленинский проезд. По сложившейся традиции многие жители-христиане «Завокзального» поселка, не будучи сами старообрядцами, уходя в мир иной, завещали похоронить себя именно на этом кладбище, чтобы и после смерти быть рядом с родными местами.

Совесть замучила
В моей жизни старообрядческое кладбище занимает особое место.
29 января 1980 года, на третьем месяце моей службы стажером прокуратуры Кировского района, от дежурного по райотделу милиции поступило сообщение об обнаружении на старообрядческом кладбище трупа мужчины с признаками насильственной смерти. По указанию прокурора я вместе с опергруппой выехал на место происшествия. Труп находился в мешке на одной из могил неподалеку от старообрядческого храма.
На место происшествия приехал начальник уголовного розыска районного отдела Вячеслав Андреевич Логашов, который сообщил, что об убийстве стало известно после обращения в милицию гражданина Барабанова, написавшего «явку с повинной» о совершенном им убийстве родного брата его жены.
Стало уже смеркаться, когда я приступил к составлению протокола осмотра места происшествия. Мороз с каждой минутой крепчал и сковывал пальцы рук, авторучка отказывалась писать. Труп с трудом извлекли из мешка, так как он был помещен туда в согнутом состоянии и за двое суток, что находился на морозе, окоченел. Описать на месте наличие всех телесных повреждений было физически невозможно, поэтому, посоветовавшись с судебно-медицинским экспертом, решили продолжить осмотр трупа на следующий день в бюро СМЭ после того, как он оттает.
Проводя осмотр места происшествия и фиксируя расположенные рядом с трупом могилы и здание храма, я не мог тогда себе представить, что спустя десятки лет буду приходить сюда, чтобы почтить память захороненных на старообрядческом кладбище родителей жены и моей мамы.
Вернувшись с осмотра места происшествия в прокуратуру, ознакомился с материалами проверки по факту написания Барабановым «явки с повинной», из которых следовало, что Барабанову 32 года, к уголовной ответственности он ранее не привлекался, имел специальное среднее образование, работал упаковщиком на заводе приемно-усилительных ламп, женат, имеет малолетнюю дочь.
Возбудив уголовное дело об умышленном убийстве в этот же вечер допросил Барабанова в качестве подозреваемого.
Наша первая с ним встреча запомнилась мне тем, что с первых минут общения он, описывая свое состояние после совершенного преступления, говорил о своих переживаниях, душевных муках и желании сделать признание. В течение двух суток он не находил себе места, не мог спокойно жить, как прежде. Это был именно тот случай, когда говорят: «совесть замучила».
Данные им подробные показания о совершенном убийстве брата своей жены, Куприянова Владимира, в дальнейшем нашли свое объективное подтверждение.
Было установлено, что семья пенсионеров Куприяновых проживала на улице Зарубина за железнодорожным вокзалом в частном доме. Глава семьи подрабатывал изготовлением рабочей обуви: подшивал валенки и имел для этих целей соответствующий инструмент: ножи, шило. В семье был старший сын и дочь. Сын с малолетнего возраста был не в ладах с законом и большую часть своей жизни находился в местах лишения свободы за совершение краж, грабежей и разбойных нападений. Дочь вышла замуж за Барабанова, родила ребенка… В общем, ее судьба сложилась благополучно.
Сын же Куприяновых, Владимир, освободившись из мест лишения свободы в 1976 году, нигде не работал, постоянно пьянствовал, угрожал родителям расправой и поджогом дома, три раза подвергался административному аресту за противоправные деяния.
За день до трагической развязки 26 января 1980 года Владимир Куприянов устроил в доме своих семидесятилетних родителей очередную пьянку со своими друзьями, в ходе которой произошло возгорание подвального помещения. Прибывшие по вызову сотрудники Кировского РОВД задержали и доставили Владимира Куприянова в отдел милиции. 27 января, возвратившись домой на вопрос родителей: «Что же ты делаешь?», ответил: «Сам сгорю и вас сожгу». После чего лег на диване в комнате родителей. В это время к Куприяновым пришел муж их дочери Барабанов, которому Куприянов-старший в очередной раз стал жаловаться на своего сына.
Барабанов предложил Куприянову убить его сына. После молчаливого согласия тестя он взял с его рабочего стола сапожный нож и шило и нанес лежащему на диване Владимиру Куприянову множественные удары в жизненно-важные органы, от которых наступила смерть.
Родители убитого стали соучастниками преступления: мать замыла полы от крови, отец помогал уложить труп сына в мешок и положить его на санки. После того, как стемнело, Барабанов отвез на санках мешок с трупом на старообрядческое кладбище и оставил на одной из могил.
О Добре и Зле
Расследуя это дело, выполняя требования закона, предъявив обвинение Барабанову в совершении им умышленного убийства и соучастии в убийстве пожилым родителям Куприянова Владимира, мои чувства сострадания и сочувствия были не на стороне потерпевшего, как это обычно бывает, а на стороне обвиняемых мной людей. Этими своими мыслями о добре и зле, справедливости и законности я поделился с прокурором района Бондаревым И.И. Иван Иванович согласился с тем, что ситуация непростая, когда преступление совершено самыми близкими и родными людьми. Посоветовал досконально, помимо выяснения обстоятельств совершенного преступления изучить личность потерпевшего, собрать сведения об отношениях в семье Куприяновых.
Защищали обвиняемых на стадии предварительного расследования, а затем в суде, опытные саратовские адвокаты: Авдонин А.В., проработавший до этого много лет следователем прокуратуры, Маликов Ю.А. и Рахимов Р.А.
Уголовное дело в суде рассматривалось председателем Кировского районного народного суда Десятовым М.А. с участием двух народных заседателей. Суд признал квалификацию преступлений верной и с учетом всех смягчающих и отягчающих обстоятельств назначил родителям Куприянова Владимира минимальное наказание – условно. Барабанов был приговорен к 7 годам лишения свободы.
Вместо эпилога

С тех пор прошло 45 лет. Многое переменилось. Мы живем в другой стране в иных социально-экономических условиях, а проблемы насилия и совершения преступлений внутри семьи только возросли. Причем, как отмечают многие ученые криминологи, это происходит, в том числе, и из-за не всегда продуманной, проводимой государством уголовной политики. С чем нельзя не согласиться.
А вот в частном секторе «Завокзального» поселка практически ничего не изменилось. Можно сказать, что время здесь остановилось. Если вот только к частным домам подвели газ, и люди заменили дровяное отопление на газовое, а в остальном… Дороги, точнее, бездорожье, сохранились. Грунтовые дороги, в лучшем случае, присыпаны местами щебенкой. На обращения жителей поселка «Завокзальный» с улицы Крайней, 4-го Нижнего проезда и других о необходимости проведения ремонта дорог из администрации города Саратова в 2015 году получен ответ о том, что указанные дороги не стоят на балансе города.
Оставлено без внимания и недавнее обращение настоятеля старообрядческого храма к властям города о помощи в благоустройстве дорог, ограждений, элекроосвещения на территории кладбища. И это притом, что до настоящего времени власти города и области пользуются зданиями, построенными в дореволюционный период на личные сбережения уважаемых и почетных граждан города Саратова.
Недаром говорят, что о культуре нации судят по кладбищу. Это выражение точно характеризует нравственность любого народа. Наши предки всегда почитали христианские традиции и считали: грош цена смертному, который забывает о прошлом, не умеет быть благодарным предкам за то, что они дали ему жизнь, помогли сделать первые шаги в будущее. Поэтому надо успеть при жизни делать добрые дела и позаботиться о своей душе.

Комментарии: