Продолжение. Читать начало.
Дерзкое нападение
Летом 1955 года Муромцев с отличием окончил юридический институт и стал работать стажером следователя районной прокуратуры, а затем следователем прокуратуры г. Читы.
Вскоре Муромцев добился перевода в прокуратуру Саратовской области, мотивируя это необходимостью ухаживать за больной мамой. Осенью 1956 года он был назначен следователем прокуратуры Екатериновского района.
В сельских районах в производстве следователей прокуратуры в основном находились уголовные дела о хищениях социалистической собственности, халатности, спекуляции, падеже скота и т.п. Молодой специалист Муромцев, согласно его отчету, за 7 месяцев (октябрь 1956 г. – май 1957 г.) принял к производству 40 дел, из них окончил 33 дела, в том числе 27 направил в суд, 7 прекратил. Одно дело судом возвращено на доследование, по двум делам вынесены оправдательные приговоры, еще один обвиняемый по иному делу также оправдан.
Утром 11 мая 1957 г. жителей Екатериновки потрясло известие о ночном нападении на районный отдел милиции и убийстве там двух милиционеров.
В связи с дерзким нападением на представителей власти на место происшествия прибыли: заместитель прокурора области Ф.К. Хилько, прокурор-криминалист П.И. Медведев, начальник НТО УВД области И.Л. Львов, следователи, оперативные сотрудники областных аппаратов прокуратуры, КГБ, МВД СССР.
Убиты дежурный по отделу милиции Ткаченко и дежурный по КПЗ Мягков. На теле Ткаченко множество ножевых ран и два пулевых ранения. Мягков был застрелен из табельного оружия. Причем в руке у Мягкова обнаружен столовый нож. Металлический сундук, служивший в отделе милиции сейфом для хранения оружия, вскрыт. Похищены пять пистолетов ТТ и 64 патрона к этому оружию.
Проверка в течение полугода различных версий убийства положительных результатов не дала. Но работа по делу продолжалась.
Первый звоночек
Именно в период работы в Екатериновском районе в служебной деятельности у Муромцева начали возникать проблемы – прокурор района Федоров не был удовлетворен его отношением к исполнению своих обязанностей. В своем представлении от 5 апреля 1957 г. он поставил перед прокурором области Кустовым вопрос об освобождении Муромцева от занимаемой должности. Затем Федоров направил прокурору области справку о работе Муромцева, в которой помимо статистических показателей работы вновь обратил внимание руководства на проявляемую им некомпетентность, безразличие: «На неоднократные требования об изменении стиля работы т. Муромцев дает обещания устранить недостатки на словах, на деле же делает по-своему, т.е. создает волокиту в расследовании дел… По своему характеру т. Муромцев груб, малокультурный. Лекций и докладов на правовые темы среди населения не читает…».
В результате в июне 1957 г. Муромцев был переведен на должность следователя Пугачевской районной прокуратуры. При этом, согласно резолюции прокурора области, Муромцев предупрежден, что в случае такого же отношения к работе будет уволен из органов прокуратуры.
… Спустя менее двух месяцев после этого, 29 июля, в с. Клинцы Пугачевского района неизвестные проникли через окно в магазин «Культтовары» и похитили имущество по тем временам на значительную сумму – более чем на 10 000 рублей. Осмотр места происшествия провел следователь Муромцев. На следующую ночь преступники вновь проникли в этот магазин через то же окно и похитили 10 часов, в том числе двое золотых, а также 1 348 рублей.
А уже осенью 1957 года Муромцев сам попросил его уволить, ссылаясь на наличие заболевания, и с 10 октября от занимаемой должности был освобожден. Итого в прокуратуре он проработал около двух лет.
Зигзаги судьбы
Казалось, что все преступления «зависли».
Первым шагом к их раскрытию стало сообщение прокурора Пугачевского района. В начале октября 1957 года он доложил прокурору области, что следователь прокуратуры Муромцев обманным путем взял в отделе милиции 50 патронов к пистолету ТТ. Так как оружие Муромцеву не выдавалось, а в мае 1957 года он работал в Екатериновском районе, возникли некоторые подозрения…
А 23 октября 1957 г. произошел неожиданный поворот: в прокуратуру Саратовской области обратился Вячеслав Кобыльский и рассказал, что все перечисленные преступления совершены его старшим братом – Геннадием Муромцевым. В подтверждение этого в собственноручно написанном заявлении Кобыльский сообщил, что похищенные в отделе милиции пистолеты они с братом спрятали в Саратове на чердаке школы № 54 в районе завода им. Орджоникидзе, а свою окровавленную (после убийства милиционеров) одежду брат прикопал в районе Затона. Он пояснил, что Муромцев рассказывал ему об убийстве Старковой.
О преступлениях Муромцева знает живущий в Екатериновском районе Александр Попыкин; также Муромцев пытался втянуть в банду жителя Саратова Владимира Лазарева. Накануне он предложил брату выкинуть пистолеты в Волгу и завязать с преступной деятельностью. Однако Муромцев не согласился и, по-видимому, решил «убрать» его, поскольку он многое знает.
Нетрудно представить себе состояние руководителей прокуратуры, да и всех сотрудников, узнавших о том, что в их среде предатель. И не просто предатель, а убийца людей, доверявших ему.
Заместитель прокурора области Ф.К. Хилько наложил на заявление Кобыльского резолюцию: «Медведеву П.И. немедленно выехать совместно с работниками милиции на место производства обысков в школе, на квартире Кобыльского и в районе Затона». И поставил не только дату, но и время «11.50». С этой минуты пошло раскрытие преступлений.
Слова Кобыльского подтвердились. На чердаке школы было обнаружено: пять похищенных пистолетов, патроны к ним и к другому оружию, аккуратно сложенные в дерматиновый чемоданчик. Причем одна пачка патронов была завернута в бланк протокола допроса обвиняемого. В чемоданчике лежало несколько наручных часов, в том числе золотых, резиновые перчатки, стреляные гильзы, кинжал…
Муромцева в тот же день под предлогом выплаты денег за неиспользованный отпуск пригласили в прокуратуру области, где задержали. Впоследствии он был арестован прокурором области Н.Т. Кустовым.
В Саратов срочно командирован следователь по особо важным делам при Прокуроре СССР государственный советник юстиции 3 класса П.К. Цареградский. Незадолго до этого он принимал участие в расследовании дела в отношении бывшего наркома НКВД и министра внутренних дел СССР Л.П. Берии…
Читать продолжение.
Комментарии: