Огни родного города Часть 6

Дата публикации: 5 марта 2025, 15:00
Просмотры: 2 786
Огни родного города Часть 6

Аналогичные заключения были вынесены Пономаренко А.П. и в отношении остальных осужденных священнослужителей по этому делу

Фото ригель

(окончание читать начало)

Вместо эпилога

Ровно через 80 лет после расстрела епископа Германа и священника Платонова все фигуранты дела духовенства были реабилитированы Саратовской областной прокуратурой. Начальник отдела по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности и межнациональных отношениях Александр Петрович Пономаренко подготовил заключение о реабилитации Косолапова Н.В., незаконно осужденного по указанному выше делу, которое 13 сентября 1999 г. утвердил  заместитель прокурора Саратовской области Бабичев Александр Георгиевич. Важно официальное признание государством того факта, что «по делу не установлено событие какого-либо контрреволюционного преступления верующих против советской власти в связи с закрытием церкви».

Аналогичные заключения были вынесены Пономаренко А.П. и в отношении остальных осужденных священнослужителей по этому делу.

В декабре 2024-го года члены семьи, друзья и коллеги простились с Пономаренко А.П., который ушел из жизни 3-го числа.

Лица, принимавшие окончательное решение о виновности саратовского духовенства, стали впоследствии видными государственными деятелями. Но  не знающий пощады бумеранг судьбы настиг их и судьи сами стали подсудимыми.

Известный писатель и историк, бывший заместитель Генерального прокурора России А.Г.Звягинцев, многие годы посвятил изучению жизни и судеб известных советских и российских юристов. Вот, что он написал, в частности, о Н.В.Крыленко, который был  во время суда над саратовским духовенством председателем обвинительной Коллегии Кассационного отдела ВЦИК:

«…Крыленко был из породы революционеров, безоглядных разрушителей старой жизни, верящих в построение социалистического рая на земле и готовых ради этого на любые жертвы, готовых пролить реки крови. …Побыв недолгое время Верховным главнокомандующим в 1917 году, Крыленко уже весной 1918-го перешел в Наркомат юстиции РСФСР, где занялся организацией работы первых ревтрибуналов».  В дальнейшем в течение 20 лет он занимал посты народного комиссара юстиции и прокурора РСФСР, наркома юстиции СССР.

Приближался 1937 год. Вот как вспоминал об этом периоде истории А.А.Волин, бывший прокурор РСФСР, а затем – председатель Верховного Суда СССР: «Москва жила двойной политической жизнью — одной, официальной, на виду, другой — скрытой, в кругу семьи или друзей. Неистовствовал глубоко ложный накал бдительности, порой переходящий в явный психоз. Повсюду выискивались враги народа и их пособники, повсюду шла острая борьба с так называемым либерализмом и примиренчеством, вызывая обстановку, которой пользовались действительные враги народа, карьеристы, различного рода проходимцы да лица, сводившие личные счеты. Подметные письма, клевета, ложные доносы стали распространенным оружием в избиении честных людей».

В ночь на 1 февраля 1938 года Крыленко был арестован. На первом же допросе он дал «признательные» показания и назвал тридцать человек, якобы вовлеченных им в организацию «правых». Люди эти были ни в чем не виноваты. 28 июля 1938 года Крыленко было предъявлено обвинение в контрреволюционной деятельности.

Судебное заседание Военной коллегии Верховного суда СССР открылось 29 июля 1938 года в 13 часов 20 минут. На вопрос председателя Крыленко ответил, что виновным себя признает и показания, данные им на предварительном следствии, подтверждает. Больше вопросов не задавали. Уже через несколько минут судья объявил приговор: высшая мера наказания — расстрел с конфискацией имущества. Заседание продолжалось двадцать минут и закрылось в 13 часов 40 минут. Приговор был приведен в исполнение в тот же день.

 В августе 1955-го года приговор был отменен, и уголовное дело прекращено за отсутствием в действиях Н.В.Крыленко состава преступления.

Такая же участь постигла и Евгения Брониславовича Пашуканиса (1891-1937). Пик его политической активности пришелся на октябрь 1917-го года. В это время он занимался революционной работой, стал членом Кассационного Трибунала. В 1919-1920 гг. он возглавлял отдел юстиции Донисполкома. В начале 20-ых годов работал заместителем заведующего экономико-правового отдела в Народном комиссариате иностранных дел. Попробовал себя на дипломатической стезе – в качестве дипломатического советника полпреда в Берлине. 16 ноября 1936 года Пашуканис, будучи заместителем Наркома юстиции СССР, возглавлял научно-методический совет. К тому времени из-под его пера вышло и было опубликовано свыше ста работ по теории и истории государства и права.

Проработав в должности заместителя наркома юстиции чуть больше двух месяцев, Пашуканис 20 января 1937-го года был арестован по стандартному обвинению – участие в антисоветской террористической организации. Позже будет установлено, что признание в своей «антисоветской деятельности», которое он написал в ходе следствия, было получено недозволенными методами.

Военной коллегией Верховного суда СССР 4 сентября 1937-го года он был приговорен к высшей мере наказания и в этот же день расстрелян. 31 марте 1956-го года Пашуканис был полностью реабилитирован.

В судьбах всех участников описанных событий, как в капле воды, отразилась трагическая история нашей страны, потому что, «когда закон в государстве попирается (неважно из каких соображений — революционной сообразности или карьерной выгоды, высоких мечтаний о грядущем счастье или низких расчетов), каждый человек может стать жертвой произвола, насилия».

Комментарии:

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
смотреть все

Сейчас читают

Самые популярные новости и события на нашем сайте.

Подпишитесь на нашу рассылку

наверх