На днях, 22 июня 2023 года, в Саратовскую областную Думу был внесён проект закона «О правовом просвещении на территории Саратовской области». Субъектами права законодательной инициативы (проще говоря, авторами) выступили облдепы Т.П. Ерохина и Ю.М. Литневская.
Предусматривается, что закон должен пройти независимую антикоррупционную экспертизу на предмет того, не содержится ли в его новеллах чего-нибудь нехорошего, попахивающего мздоимством. Окончание приёма таких независимых заключений обозначено датой 7 июля. Редакция «Ригеля» подумала и до наступления «часа Икс» решила внести свои пять копеек в эту самую антикоррупционную экспертизу.
В пояснительной записке к законопроекту авторы, обосновывая крайнюю необходимость его принятия, ныряют глубоко. Они вспоминают документ под названием «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан», который был утверждён президентом Д.А. Медведевым ещё 28 апреля 2011 года. И сетуют на то, что на федеральном уровне отсутствует базовый закон о правовом просвещении граждан РФ. А без такого закона просвещать саратовцев в правовом плане решительно невозможно! Потому как совершенно непонятно, кто за что отвечает, у кого из государственных органов власти и муниципии какие права и проч.
В то же время Литневская-Ерохина ссылаются на опыт таких регионов России, как Самарская область, Пермский край и Республика Марий Эл, где необходимые законы получили своё региональное воплощение соответственно в 2018, 2022 и даже в 2009 годах. Почему областные депутаты ждали столько лет, не разрабатывая и не принимая в нашей области такой жизненно необходимый закон — гадать не будем.
Главное, что дело сдвинулось с мёртвой точки, законопроект «О правовом просвещении на территории Саратовской области» есть!
О чём этот закон? На первый взгляд — ни о чём.
Статья 6 законопроекта определяет тех, кто, по мысли его авторов, является основными акторами и инициаторами правового просвещения. Это — Саратовская областная Дума, губернатор Саратовской области, Правительство Саратовской области и иные государственные органы Саратовской области. Но они и так по своему функционалу занимаются пресловутым просвещением населения, зачем им отдельный закон, что такого нового они будут делать, руководствуясь его буквой и духом?
Об этом рассказывает статья 3 («Цели и задачи правового просвещения»). С целью формирования в широких народных массах высокого уровня правовой культуры личности, общества и государства органы госвласти региона, вооружённые новым законом, будут доводить до сведения, разъяснять, формировать, содействовать и проч. Короче, обычный набор банальностей, номенклатурных канцеляризмов и самых общих, крайне обтекаемых формулировок.
Нет смысла распространяться далее — любой желающий может с ними ознакомиться в файлах, прилагаемых к концу этого текста.
Практика показывает, что когда на рассмотрение депутатского корпуса предлагается бесполезный законопроект, как правило, причина его появления проста, как вилы и незатейлива, как грабли: либо авторам текста заняться больше нечем, либо образовалась организованная группа лиц, именуемая в народе шайкой, цель которой — использовать новый закон в миролюбивых, но отнюдь не бескорыстных целях.
В случае с законопроектом Литневской-Ерохиной на это в первом приближении не похоже. Прилагаемое к законопроекту финансово-экономическое обоснование являет собой отменный образец лаконичности объёмом в три строки. Оказывается, принятие нового закона не потребует выделения дополнительных средств из регионального бюджета. Прекрасно — значит, в наше суровое время ни одной бюджетной копейки на новый закон не потребуется. Неужели Литневская-Ерохина разработали его текст от нечего делать, тренируясь в навыках практического законотворчества?
Отнюдь!
Истинная причина активизации заботы о правовом просвещении жителей Саратовской области кроется в пункте 1 статьи 10, цитата: «Для достижения цели правового просвещения могут приниматься государственные программы Саратовской области, предусматривающие мероприятия в сфере правового просвещения».
А вот финансирование этих самых программ «осуществляется за счёт бюджетных ассигнований из бюджета Саратовской области» (см. статью 11 законопроекта).
Стало быть, дело всё-таки в деньгах. В каких объёмах они могут быть выделены под региональные госпрограммы правового просвещения и на что эти бюджетные средства реально будут тратиться — не исключено, что об этом когда-нибудь кое-что станет известно…
Комментарии: