Казённым СМИ Саратовской области не хватает журналистов

Дата публикации: 19 марта 2025, 10:00
Просмотры: 4 170
Казённым СМИ Саратовской области не хватает журналистов

В региональном правительстве, похоже, задумали вопрос кадрового голода решать с помощью бюджетных интервенций

Фото: группа министерства информации и массовых коммуникаций Саратовской области ВКонтакте (https://vk.com/inform64?z=photo-103469157_457242693%2Fe3d92bf7ce8fc7bd07).

В минувшую пятницу чиновники и прочие заинтересованные лица Саратовской области обсуждали вопросы кадрового обеспечения редакций средств массовой информации региона.

Для коммуницирования на столь животрепещущую тему была проведена коллегия областного Министерства информации и массовых коммуникаций области во главе с Александром Колоколовым с участием зампреда комиссии по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Общественной палаты области Ивана Бирюлина. Возглавлял этот почтенный ареопаг вице-губернатор – руководитель аппарата губернатора области Михаил Орлов. Остальные участники чиновничьего чемпионата идей — так, по мелочи: пресс-секретари ведомств, вузов и даже журналисты.

ПРОБЛЕМЫ САРАТОВСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ: ЧТО ОБСУЖДАЛИ?

Обсудили собравшиеся и вопросы кадрового обеспечения редакций СМИ Саратовской области. Раз тему обсуждали, стало быть, есть повод, есть проблема с этим самым обеспечением.

Основная затыка в ходе коллегии была выявлена практически сразу: нехватка в саратовских СМИ журналистов. Приведены 2 цифры:

  • только в муниципальные издания требуется 23 корреспондента;
  • ежегодно вузы Саратова выпускают порядка 100 специалистов в области журналистики.

Как такое может быть? Объяснения этому парадоксу очень простые — для этого нет нужды собирать министерский консилиум. Низкие зарплаты в большинстве СМИ и невысокий уровень подготовки журналистских кадров в вузах и других учебных заведениях.

Про уровень зарплат отдельно говорить не будем — коллеги не хуже нас знают о причинах и глубине этих проблем. А тех, кто не знает, не будем расстраивать.

А вот про уровень подготовки кое-что сказать необходимо.

САРАТОВСКИЙ ГОСУНИВЕРСИТЕТ КАК ALMA MATER ПОДГОТОВКИ ЖУРНАЛИСТОВ В РЕГИОНЕ

Одним из базовых вузов по подготовке журналистов в Саратове является СГУ им. Н.Г. Чернышеского. Считается, что подготовка студентов по специальности «Журналистика» в СГУ на филологическом факультете началась с середины 1960-х годов по инициативе профессора, завкафедрой советской литературы Павла Андреевича Бугаенко (1908-1983). Изначально журналистские кадры готовились преимущественно для районных газет региона.

Прошли годы. Сегодня подготовка «гиен пера и шакалов ротационных машин» осуществляется в рамках Института филологии и журналистики (ИФиЖ) СГУ.

Валерий Прозоров. Обычай мудрости храня, готовят журналистов вдругорядь… (фото: test.vzsar.ru).

Если мы посмотрим на руководство ИФиЖ, то увидим, что за подготовку журналистов отвечает директор Института — Людмила Сергеевна Борисова, в качестве научного руководителя — «основатель научной школы», «заслуженный деятель», почётный дуайен и академик-аксакал, экс-декан филологического факультета (с 1982 г.) и проч. и проч. Валерий Владимирович Прозоров.

Оба — и Борисова, и Прозоров — ни дня не работали в реальной журналистике.

Когда-то, когда во второй половине 1980-х годов задули новые ветры, когда стала меняться система высшего образования (в том числе — и в СГУ), у Прозорова и его коллег была возможность выделить подготовку журналистов в отдельный факультет (пусть небольшой) и поставить подготовку журналистов на профессиональную основу.

Тем более, что у Валерия Владимировича в тот период случались периодические, хоть и дружеские стычки со студентами — будущими журналистами. Те задавали вполне логичные вопросы: почему подготовке журналистов уделяется так мало времени, почему преподают журналистику зачастую люди, далёкие от практической журналистики, почему… Ну, и так далее.

На что В.В. Прозоров отвечал неразумным студентам в том ключе, что журналистика — это, конечно, хорошо, но выпускник филфака СГУ «должен иметь классическое филологическое образование».

Итог: по прошествии порядка 60 лет принцип подготовки журналистских кадров остался неизменным — он «утоплен» в чисто филологических дисциплинах.

… Как известно, едва ли не каждый второй в России считает себя большим специалистом в политике, искусстве, спорте и журналистике. Стоит ли удивляться тому обстоятельству, что с 1990-х годов едва ли не каждое второе высшее учебное заведение Саратова стало готовить журналистов.

Только результат был тот же, что и в СГУ: журналистов вроде как ежегодно выпускали в достаточном количестве, но в реальности редакциям СМИ их катастрофически не хватало.

ЧТО ПРЕДЛАГАЕТ МИНИСТЕРСТВО ИНФОРМАЦИИ?

Продолжаем обсуждать коллегиальный «коллёквиум» мининформации, в ходе которого от профильного ведомства была озвучена самая настоящая сакралия. Оказывается, для ликвидации дефицита журналистов необходимо проводить мероприятия концептуального характера.

Надо, оказывается, «сблизить» студентов и редакции СМИ». Вопрос: а кто ИФиЖ во главе с Борисовой/Прозоровым и министерству во главе с Колоколовым мешал это делать раньше?

Надо «возобновить включение в обучающие программы профильных факультетов лекции и семинары с практикующими журналистами». Значит, эта работа некогда велась, но была прекращена? По какой причине? Почему в ИФиЖ к преподаванию журналистики реально практикующие профессионалы перестали допускаться (а так оно и выходит, если судить по итогам мероприятия)?

Надо «организовывать студенческую практику и стажировки в СМИ области», для чего «проводить для выпускников „ярмарки вакансий“ с привлечением заинтересованных работодателей — руководителей СМИ». Интересно, а когда студенческая практика, опыт стажировки студентов в средствах массовой информации окончательно ушли в прошлое? Если этого нет, каким образом СГУ трудоустраивает своих гениальных выпускников-журналистов?

А ещё уже «продумывается вопрос финансовой поддержки молодых специалистов, работающих в районных изданиях». Феноменально! Но тогда, как и в целевых программах «Сельский фельдшер», «Сельский педагог», этим самым молодым специалистам надо из бюджета выплачивать «подъёмные» как минимум 1 млн. рублей на приобретение жилья. А ещё — предусмотреть выделение средств на приобретение автомобиля для корреспондентов «районки». И лучше — не одного.

Дело-то, что и говорить, хорошее, только, господа министры и вице-губернаторы, у вас от всех этих прекраснодушных затей бюджет не треснет?

Губернатор Саратовской области с лауреатами и номинантами молодёжной премии имени П.А. Столыпина, 19 августа 2024 года (Фото: Сайт правительства Саратовской области.

РЕЦЕПТЫ ОТ ВИЦЕ-ГУБЕРНАТОРА ОРЛОВА

Они, эти рецепты потрясают способностью креативного подхода. Оказывается, чтобы решить проблемы нехватки журналистских кадров, необходимо не так уж много.

Во-первых, «создавать возможности для роста и развития новых талантов». Да неужели? И как же конкретно это можно сделать?

Во-вторых, надо «организовывать условия, чтобы молодёжь могла реализовать себя в этой отрасли». Кто это будет организовывать и что именно надо организовать?

В-третьих, необходимо «провести форум». А вот это — от души. Без организации форума дело с места однозначно не сдвинется. Только какой практический выхлоп будет иметь это флудилище, на организацию и проведение которого однозначно будут потрачены бюджетные деньги?

В-четвёртых, «в молодёжной премии имени П.А. Столыпина расширить номинацию для молодых журналистов». А что, в Саратовской области есть такая премия? Давно ли существует, кто награждён, какой суммой или только дипломом? Что дальше случилось с её лауреатами? Впрочем, об этом — чуть ниже.

В-пятых, «создать региональную программу под условным названием „Районный журналист“». А вот об этом было сказано чуть выше.

В-шестых, предлагается рассмотреть «необходимость целевого обучения через министерство информации».

Последние три пункта в соображениях Михаила Орлова позволяют сделать вполне жизнеспособное предположение о том, для чего была затеяна вся эта возня.

ДЛЯ ЧЕГО ВСЁ ЭТО ДЕЛАЕТСЯ?

Судя по всему, речь идёт о кадровом обеспечении преимущественно бюджетных средств массовой информации. Программа под условным названием «Районный журналист», целевое обучение через областное министерство информации — вам это ничего не напоминает? Да-да, всё верно — явно не для частных СМИ Колоколов и Орлов за бюджетные средства намерены готовить кадры.

А вот и «первая ласточка», косвенно подтверждающая наши соображения.

Молодёжная премия им. П.А. Столыпина в Саратовской области существует с 2002 года и присуждается молодым специалистам (в возрасте до 35 лет) в разных сферах деятельности.

Расширять в ней номинацию для молодых журналистов, как это предлагает вице-губернатора Михаил Орлов, нет необходимости — это уже было сделано в 2024 году, когда в число номинаций было добавлено три новых, в том числе — номинация «за вклад в развитие медиасферы и современных коммуникаций». Заодно была повышена до 50 тыс. рублей и материальная составляющая премии.

19 августа 2024 года состоялась встреча губернатора Романа Бусаргина с номинантами и лауреатами молодёжной столыпинской премии. Полный список номинантов за этот год нам в Сети пока обнаружить не удалось: Распоряжение губернатора Саратовской области «О присуждении молодёжной премии имени П.А. Столыпина в 2024 году» в соответствующем разделе официального публикатора нормативных актов, интернет-ресурса «Новости Саратовской губернии», опубликовано не было.

Однако из сюжета ГТРК «Саратов» от 20 августа 2024 года известно, представители какого именно СМИ были номинированы на вручение столыпинской премии в категории «за вклад в развитие медиасферы и современных коммуникаций». Угадайте с трёх раз, какого?

Фото: ГТРК «Саратов».

Совершенно верно — представители ГТРК «Саратов»: ведущий программы «Вести-спорт» Артём Шамшорик и корреспондент новостных выпусков ГТРК Рауль Мамедов. В чём конкретно заключался их персональный вклад в развитие саратовской медиасферы и современных коммуникаций, в сюжете сказано не было. Кто из них получил премию? Да какая разница!

Таким образом, если речь идёт о подготовке журналистских кадров преимущественно для бюджетных СМИ, рискнём дать министру Колоколову совет: вы эту тему на всеобщее обозрение не выносите, не надо, действуйте келейно.

Не надо делать вид, что все погружены в обсуждение проблемы дефицита кадров в саратовской журналистике, что надо как-то сблизить, возобновить, организовать, продумать. Это выглядит несолидно и даже глупо для такого опытного и матёрого министра, каковым является глава областного миниформа Александр Колоколов.

Министр информации и массовых коммуникаций Саратовской области Александр Колоколов: да, с этой гласностью в кадровом вопросе мы что-то не продумали, за жареным фактом погнались… (Фото: сайт Правительства Саратовской области).

Что, министр Колоколов и в самом деле не знал, в чём причина дефицита журналистских кадров в области? Или для зампреда Общественной палаты, журналиста с большим номенклатурным, профессиональным и жизненным опытом Ивана Бирюлина эта информация является откровением? Да нет же.

Что делать — вы тоже знаете, всё уже продумали, а вице-губернатор Орлов в завершающем слове эти планы благословил. А раз так — за работу, товарищи!

Аминь.

P.S.

И в конце — немного личного. Начало лета 2022 года. Информационное агентство «Ригель» тогда только-только начало работать. Вопрос кадров стоял как никогда остро. Тогда главный редактор нашего агентства обратился к директору Института филологии и журналистики СГУ Людмиле Борисовой с просьбой прислать на стажировку студентов. Знаете, каков был ответ Борисовой? Она ушла с радаров: перекрылась наглухо, на телефонные звонки не отвечала.

Попытка повторилась в конце весны — начале лета 2023 года. Результат был аналогичен — Борисова и через год ушла в глухую несознанку и на контакт не выходила.

Строго говоря, это, конечно, ужасно. Если несчастных жертв воистину карательной педагогики Борисовой/Прозорова запустить в реальную журналистику, с её чудовищными нормами выработки, темпами работы, умением быстро находить выход и принимать решения, а не п…ть про авторскую запятую и поэтику Покусаева, сразу будет видно, чему бедолаг-студентов научили университетские компрачикосы.

О журналистском сообществе саратовские власти вспоминают чаще всего только 13 января, в День российской журналистики (фото: Сергей Щукин/«Четвёртая власть»).

Если же смотреть на проблему шире, всё с большей очевидностью становится ясно, что у нынешних саратовских властей ничего не будет. Ни врачей, ни учителей, ни журналистов, никого. В самом деле, если в процессе подготовки кадров видеть всего лишь очередную возможность прорваться к бюджетному корыту, чтобы набить драгоценной кукурузой свою брюхо, то думать о преодолении дефицита кадров уже и смысла-то нет…

Комментарии:

5 2 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
смотреть все

Сейчас читают

Самые популярные новости и события на нашем сайте.

Подпишитесь на нашу рассылку

наверх