Саратовские ученые предлагают лечить рак адресной доставкой тромбоцитов

Дата публикации: 24 мая 2023, 14:00
Саратовские ученые предлагают лечить рак адресной доставкой тромбоцитов

Саратовские ученые из СГУ имени Чернышевского создали систему адресной доставки лекарств на основе тромбоцитов.

Фото: пресс-служба СГУ / Дмитрий Ковшов

Клеткам организма придают магнитные свойства и управляют их движением внутри организма с помощью внешних магнитных полей, перенося лекарство с помощью тромбоцитов в нужный орган. Результаты исследования саратовских ученых были опубликованы в научном журнале Pharmaceutics.

В СГУ считают, что направление адресной доставки лекарств — перспективное в новейшей медицине. При этом точечной транспортировкой молекул лекарства к мишени с помощью управляемых носителей могут выступать и другие молекулы или наночастицы.

Иммунная система распознает и уничтожает попавшие в организм чужеродные объекты. При внутривенном введении нанокомпозиты могут распознаваться иммунными клетками в качестве мишени, затем атакованы и уничтожены. По этой причине адресная доставка на основе частиц крови является перспективным направлением в биомедицине.

По словам старшей научной сотрудницы лаборатории биомедицинской фотоакустики СГУ Оксаны Майоровой, есть аналогичные разработки на основе эритроцитов и экзосом. В СГУ же предложили новый подход, основанный на способности тромбоцитов прикрепляться к циркулирующим опухолевым клеткам. Они переносятся потоком крови на новые места и заставляют тромбоциты скапливаться вокруг себя, чтобы защититься от иммунной системы.

Глава проекта РНФ, доцент Даниил Браташов добавил, что такое поведение раковых опухолей дает возможность закрепить создаваемые учеными объекты на опухолевых клетках и воздействовать на них активным веществом (то есть лечить), либо наночастицами, которые впоследствии нагревают с помощью внешнего электромагнитного поля.

В СГУ смогли придать тромбоцитам электромагнитные свойства, внедрив им наночастицы. Это позволило управлять движением тромбоцитов внутри кровотока. Встретившись с опухолевыми клетками, такие тромбоциты прикрепляются к ним. В планах ученых использование тромбоцитов в качестве носителей лекарств с индивидуальной адресной терапией с меньшими побочными эффектами.

О каких побочных эффектах идет речь, не сообщается. Эта работа — только начало метаисследования. Среди дальнейших задач саратовских биотехнологов является тестирование описанной технологии в лабораторных условиях.

5 1 голос