Окончание. Читать начало.
Ну, во-первых, здесь всегда есть, что предъявить как начальству, так и общественности — сувенирный продукт создаётся достаточно быстро.
Во-вторых, мощным двигателем процесса являются сами ремесленники и прочие мастера малых сувенирных форм — у них энтузиазма столько, что хоть железнодорожными хопперами отправляй на экспорт.
В-третьих, финансирование этого сувенирного ренессанса (то есть — поддержка мастеров и ремесленников конкретно в Саратовской области) осуществляется в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство», инициированного президентом РФ Владимиром Путиным в 2019 году. Не говоря о том, что под это благородное дело всегда можно что-то отшипнуть от областного бюджета. Например — под здание АНО «Палата ремёсел Саратовской области» и её функционирование.
Раньше, лет, скажем, 20 назад, количество сувенирной продукции, посвящённой Саратовской области, было много меньше и процесс этот двигался эволюционным путём (впрочем, как и в подавляющем большинстве других регионов).
Но как только в дело были вовлечены бюджетные деньги, производство региональных сувениров из живительного ручейка народного творческого предпринимательства с каждый годом всё больше и больше стало мутировать в бурный и мутный поток псевдосувенирного и как бы высокохудожественного hand-made хлама, о котором (правда, совсем по другому поводу) известный в прошлом эстрадный певец Пьер Нарцисс в одной из песен метко заметил:
«Сувенирные игрушки,
черти и хлопушки — вау!
Ты меня не понимаешь,
мозг мне вынимаешь — now!».
В самом деле, как раньше выглядели региональные сувениры? Выбор был относительно небольшой, но понятный и вменяемый, с графическими элементами региона или города: магнитик на холодильник, сувенирная настенная тарелка, календарик, настенные опять же часы, бокал, акварель с видами Саратовской области, в конце концов, горшок для цветов.
Сегодня же под личиной регионального сувенира чего только не увидишь: войлочные тапочки, батик-палантин «Финты тётушки Эйлат», пластилиновые пряники, панно из речного стекла «Дедушка Хорезми разрывает пасть самоходного дяди Сэма», глиняные игрушки в технике каслинского литья, фигурки каких-то сороконожек, упырей, лешаков с недотыкомками… Что это? Какое отношение весь этот гиньоль имеет к региональным сувенирам?
Министру экономического развития Саратовской области Андрею Разборову хочется задать вопрос: каков экономический выхлоп от бюджетной поддержки этого сувенирного безумия? Понятно, что не всё можно и не всё нужно измерять в деньгах, и всё-таки. Все эти народные умельцы зарегистрированы как самозанятые или ИП. Не все же свои поделки они дарят, что-то продают, верно? Сколько налогов совокупно в год они платят, что этот ежегодный сувенирный рондель даёт Саратовской области в плане вклада в региональный ВВП?
От минэкономразвития на этот счёт информации — ноль. Понятно, почему: не для того бюджетные средства тратятся на поддержку сувенирных дел мастаков, чтоб потом ещё отчитываться о полученном экономическом эффекте.
Что же касается создателя «Туристического сувенира» Геннадия Шаталова, тут тоже всё понятно: чувак работает в принципе на другом этаже и не без помощи федерального финансирования успешно прокачивает личностный бренд. Или кто-то поверит, что «эксперт по событийному туризму» за просто так мотается по всей России, пишет книжки и рассказывает байки про 10-летие туристического сувенира? Чтобы этот дяденька в котелке, словно Чарли Чаплин, исполнял свой сувенирно-туристический «танец булочек» и делал это совершенно безвозмездно, а то ещё и за свой счёт?
А так-то все при деле. Туристический сувенир всё увереннее превращается в отдельное и весьма специфическое направление экономики.
Если же хорошенько подумать то, положа руку на сердце, можно будет всё это туристическо-сувенирное движение охарактеризовать одним из «вредных советов» Григория Остера:
Главным делом в жизни вашей
может стать любой пустяк.
Надо только твёрдо верить,
что важнее дела нет.
И тогда не помешает
вам ни холод, ни жара,
задыхаясь от восторга,
заниматься чепухой…
СПРАВКА
Родился 28 июля 1966 г.
Имеет высшее военное и высшее юридическое образование.
В 1992-1996 годах — учредитель и руководитель индивидуального частного предприятия «Консалтинг».
В 1998-2000 годах — заместитель директора Департамента программ городского развития администрации города Воронежа.
В 2002-2012 годах — председатель Правления РФСМП «Молодёжь Воронежа 21 века», а с 2012 г. — председатель Правления ФРОС «Region PR».
Параллельно с 2005 г. — инициатор и президент Центрально-Чернозёмной премии в области связей с общественностью «RuPoR».
С 2006 г. — организатор многочисленных мероприятий, направленных на популяризацию PR-отрасли на Воронежской области, в т.ч. празднования «Дня PR-специалиста в Воронеже».
С 2008 г. — учредитель и издатель газеты о развитии общественных связей «RuPoR».
С 2010 г. — член жюри Национальной премии в области развития общественных связей «Серебряный Лучник».
С 2009 г. — вице-президент Российского отделения Международной Ассоциации бизнес-коммуникаторов (IABC/Russia).
С 2010 г. — член Исполнительного совета Российской Ассоциации по связям с общественностью (РАСО).
Лауреат и дипломант Национальной премии в области развития общественных связей «Серебряный Лучник» (2011, 2009). Лауреат Международного конкурса признания профессиональных достижений в сфере PR и рекламы «Золотой Соболь» (2009).
Автор многочисленных публикаций в федеральных и региональных СМИ, автор-составитель 4-х сборников из серии «Энциклопедия предпринимателя Воронежской области», сборника «Путеводитель по PR» и др.
Автор и исполнитель многих региональных программ (проектов) в области развития и поддержки малого предпринимательства, реализации молодёжной политики, PR-сопровождения межрегиональных и региональных проектов.
Основатель Национальной премии «Russian Event Awards», Всероссийской туристической премии «Маршрут года» и Всероссийского фестиваля-конкурса «Туристический сувенир».
Комментарии: