Но главной претензией стал многомиллиардный рост государственного долга региона: Ипатов и его финансисты безоглядно занимали деньги где только было можно. Что изменилось с приходом на губернаторский пост Валерия Радаева? Разбираем с цифрами в руках*.
Ипать-занимать!
От финансовой простоты ипатовского правительства были в шоке даже видавшие виды авантюристы. Областной бюджет наполняли легко и просто – займами. К сожалению, принципы открытости бюджетной системы в РФ были воплощены уже на втором сроке его губернаторства, поэтому отследить более ранние бюджетные заимствования региона мы не смогли. Но и те данные, что есть в открытом доступе, поражают своими масштабами и стабильностью. В среднем в 2010-2013 годах регион брал в долг по 7,5 миллиарда рублей за год. В итоге с 2010 по конец 2012-го года объем госдолга Саратовской области вырос в два с лишним раза – с 15,5 миллиарда рублей почти до 35 миллиардов.
Да, мы помним, что Павел Ипатов был изгнан с поста губернатора в феврале 2012-го. Но областной бюджет на тот год, в том числе и программа заимствований, были утверждены при нём. Другое дело, что эту яму Ипатов вырыл себе не сам.
Невиноватая я!
Главная беда Павла Ипатова – его ничем не обоснованная уверенность в том, что губернатор является полновластным хозяином региона. Его ничему не научила молниеносная отставка Дмитрия Аяцкова с этого поста. А речи Вячеслава Володина (зампред Госдумы) и Сергея Кириенко (полпред президента в ПФО) на своей первой инаугурации Ипатов воспринял как дань уважения. И зря.
Очень быстро Ипатову объяснили, что распоряжаться поступающими в область деньгами единолично он не сможет. Уже на третий год губернаторства перед ним повесили настоящий финансовый кнут. Областная дума при верстке бюджета на каждый год закладывала в него такие расходы, что без кредитования их обеспечить просто не получилось бы. Этот процесс был императивным: с ипатовскими думцы не считались, продавливая голосованием любые траты, лишь бы осложнить жизнь правительству.
Угадайте, кто в те годы руководил областной думой, загонявшей правительство Ипатова в финансовую яму. Правильно, Валерий Радаев.
Всё уже украдено до нас
В это трудно поверить, но правительство Валерия Радаева в первые годы честно пыталось уменьшить объем заимствований. В 2013 году – на миллиард с лишним, в 2014-м – аж на три миллиарда. Но все равно влезало в новые долги и к началу 2016-го года объем заимствований пробил психологическую отметку в 50 миллиардов рублей. А дальше началось невероятное.
В 2016-2019 годах правительство Радаева неуклонно снижало размер госдолга, за эти 4 года уменьшив его почти на 4 миллиарда. Да, такими темпами на вывод региона из долговой ямы понадобилось бы 12 лет, но и эти усилия по оздоровлению баланса предприятия под названием «Саратовская область» можно было бы оценить по достоинству. Если бы их не пустили псу под хвост.
В 2020-м году областной бюджет берет в долг сразу 5 с лишним миллиардов рублей – и кредитная история радаевского правительства уходит в минус. В прошлом году к долговому бремени области добавляется еще 3 с лишним миллиарда, и картина становится совсем плачевной. 55 миллиардов 4 миллиона 200 тысяч рублей – абсолютный максимум по долгу региона за всю его историю, начиная от Турова с Засекиным.
Итого за годы правления Валерия Радаева Саратовская область нарастила свой госдолг на 18 с лишним миллиардов рублей. По сравнению с Ипатовым это немного. Но и назвать Радаева эффективным с таким пассивом в балансе тоже язык не поворачивается. Зато сейчас мы точно знаем размер госдолга региона, с которым на пост врио главы заступил Роман Бусаргин. Кстати, этот госдолг с начала 2022 года не изменился ни на копейку.
*Все данные о госдолге Саратовской области взяты со страницы «Открытый бюджет» регионального министерства финансов.
P.S. На сегодня Саратовская область занимает четвертое место с конца в ПФО по абсолютному размеру госдолга региона. Больше он у гораздо более богатых Татарстана и Нижегородской области, а также у нищей Удмуртии. По относительному размеру госдолга региона (в процентном соотношении обязательств к доходам бюджета) мы тоже четвертые с конца. Хуже дела – только у депрессивных Мордовии, Удмуртии и Ульяновской области.
Фото: правительство Саратовской области
Комментарии: