Урок от рецидивиста

Дата публикации: 15 октября 2025, 15:00
Просмотры: 3 323
Урок от рецидивиста

Умение коммуницировать приходит с опытом

фОТО: рИГЕЛЬ

Часть 3

(начало смотреть)

На страницах Интернета сегодня можно встретить множество историй о криминальном прошлом Саратова 80-90-ых годов.
Обнаружил как-то публикацию бывшего следователя РУБОП Вячеслава Борисова с броским названием «А где бандиты, где менты, не разберешь». Удивило то, что, передавая достаточно точно обстоятельства совершаемых преступлений того времени и сложившихся отношений в криминальной среде, автор статьи приводит выдержки из протоколов допросов, проводимых мной по указанному выше уголовному делу о хищении оружия.
Оставляя без ответа вопрос о том, каким образом материалы уголовного дела оказались в сети Интернета, скажу, что описанные события почти 40-летней давности напомнили мне об обстоятельствах общения с одним из фигурантов этого дела, которые оказались для меня поучительными.
Приведу выдержку из публикации.
«На 10.04.1984 г. осужденный, особо опасный рецидивист (ООР) Жмакин Владимир Владимирович, 1938 г.р., уроженец г.Саратова, русский, кличка «Граф», находился в местах лишения свободы Пермской области».
В январе 1985 г. для проведения следственных действий по уголовному делу №20570 («дело Капульника») осужденный Жмакин В.В. был этапирован из учреждения ВВ-201 г.Кизила Пермской области в СИЗО №1 г.Саратова.
В ходе проведения следственных действий по «делу Капульника» с осужденным Жмакиным В.В. и его связями было установлено следующее.
В 1981 г., после отбытия очередного срока наказания, уголовник Жмакин В.В. обзавелся новыми связями.
В ресторане «Олимпия» г.Саратова «Граф» вступил в конфликт с бывшим ментом Курбановым Юсупом Курбан-оглы 20.01.1955 г.р., уроженцем с. Уджарна Сагареджовского района Грузинской ССР, азербайджанцем, кличка «Юська», с 1978 г. по май 1980 г. участковым инспектором Октябрьского РОВД г.Саратова. В этом же ресторане «Олимпия» официанткой работала Флягина Людмила Петровна, сожительница «Юськи».
Ресторанный конфликт, перераставший в драку между русским уголовником «Графом» и бывшим ментом азербайджанцем «Юськой», предотвратил их общий знакомый Деревицкий Борис Янович, 27.05.1961 г.р., украинец, кличка «Деревянный», воспитанник детского дома № 4 г.Балаково, судим в 1981 г. народным судом Фрунзенского района г.Саратова по ст. 224 ч. 3 УК РСФСР (незаконный оборот наркотиков). Наказание – год лишения свободы.
Бывший детдомовец украинец «Деревянный», лучший друг бывшего мента азербайджанца «Юськи» и профессионального уголовника русского «Графа», дружил также с карточным шулером – каталой кабардинцем по кличке «Зула» — Машуковым Зулой Дзадзуевичем, 13.12.1958 г.р., уроженцем Кабардино-Балкарской АССР, отчисленным со второго курса Саратовского института механизации сельского хозяйства (СИМСХ), осужденным в 1979 г. в г.Саратове по ст. 206 ч. 2 УК РСФЙСР (злостное хулиганство) к 3 годам лишения свободы условно, с применением ст. 24-2 УК РСФСР.
Уголовный мир Советского Союза был интернациональным, т.к. «воровская» идея не делила босяцкий мир по национальному признаку и уж, тем более, по вероисповеданию.
В ходе расследования «дела Капульника» было установлено следующее.
В сентябре 1982 г. в г. Саратове Машуков З.Д. («Зула») передал Курбанову У.К. («Юська») револьвер системы «Наган», калибра 7,62 мм, серия ЭФ №535 и пачку патронов калибра 7,62 мм для последующей передачи Жмакину В.В. Вечером того же дня (в сентябре 1982 г.) Деревицкий Б.Я. («Деревянный») забрал у Курбанова У.К. («Юська») револьвер с патронами и доставил оружие с боеприпасами Жмакину В.В. («Граф»), который 10.10.1982 г. из этого револьвера убил гр-на Бадакву В.Н. и причинил тяжкое огнестрельное ранение гр-ке Артюшкиной.
09.04.1985 г. в помещении СИЗО-1 г.Саратова следователь по особо важным делам прокуратуры Саратовской области Пономарев А.И. по уголовному делу № 20570 допросил в качестве свидетеля Жмакина Владимира Владимировича, 1938 г.р., кличка «Граф», особо опасного рецидивиста, который показал:
«18 ноября 1983 г. я был осужден по ст. 103, 218 ч.1, 196 УК РСФСР. Убийство гр.Бадаквы я совершил из револьвера «Наган», который мне передал мой знакомый Деревицкий Борис. В период расследования дела об убийстве и в ходе судебного разбирательства я говорил неправду в части того, что револьвер купил незадолго до убийства у незнакомого лица кавказской национальности. Давал такие показания потому, что не хотел вмешивать в эту историю Деревицкого Бориса, с которым я был в хороших отношениях. В настоящее время следователь объяснил мне ситуацию о возможном хищении этого револьвера кем-либо из работников склада вооружения ХОЗУ УВД. Желая внести ясность в расследование дела о хищении оружия, я даю сейчас правдивые показания о имевшемся у меня револьвере «Наган», из которого я совершил преступление в октябре 1982 г. Убийство или, вернее, выстрел в гр. Бадакву я произвел с 10 на 11 октября 1982 года. Револьвер «Наган» мне передал Деревицкий Борис примерно в конце сентября 1982 г. у меня в квартире на ул.Высокой, дом 10. Револьвер был с патронами в количестве 7 штук. Борис оставил у меня револьвер на время, денег за револьвер не платил».
Действительно, расследуя дело о хищении оружия со склада ХОЗУ УВД, из материалов уголовного дела об убийства Жмакиным гражданина Бадаквы стало известно, что револьвер, который являлся орудием убийства, по изъятым в ходе расследования документам значился уничтоженным. В связи с чем мной было вынесено постановление об этапировании Жмакина в СИЗО-1 г.Саратова.
Допрос Жмакина проходил в следственном кабинете 3-го корпуса СИЗО-1. Поначалу разговор не заладился. Жмакин начал с того, что этапирование в Саратов было долгим и сопряжено с определенными сложностями для него, ухудшились условия содержания, что в Саратове у него не осталось родственников, и что у него нет средств и возможностей даже для приобретения сигарет. Но постепенно все же удалось убедить его рассказать о действительных обстоятельствах приобретения им револьвера и патронов к нему. Вообще, умение коммуницировать с разными по своим психологическим параметрам людьми приходит не сразу. Опыт в этом приобретается годами. Именно от умения установить доверительные (без лжи и обмана) отношения с подозреваемым, обвиняемым по делу во многом зависит выяснение всех обстоятельств, мотивов и умысла совершенного преступления.
Жмакин остался в моей памяти и как человек, преподавший мне хороший урок.
Реагируя на претензии по ухудшению его содержания в связи с этапированием из Перми в Саратов, я решил хоть как-то возместить причиненные ему неудобства. Через знакомого оперативника СИЗО передал Жмакину 3 пачки сигарет «Прима». Пачка сигарет стоила тогда 14 копеек. Спустя несколько дней я приехал в следственный изолятор для проведения следственных действий по другому делу и в коридоре 3 корпуса встретил Волосатых Римму Евгеньевну. В то время она была адвокатом Кировской юридической консультации, а в последующем стала первым заместителем председателя Саратовского областного суда и членом Совета судей Российской Федерации. А тогда она совершенно неожиданно для меня достала из сумочки 42 копейки и передала мне со словами: «Это от Жмакина за сигареты». Я готов был провалиться сквозь землю – так мне было неловко.
Признанный особо опасным рецидивистом Жмакин дал мне понять, что ему чужого не надо и что он остается верен тюремной заповеди: «Не верь, не бойся, не проси». (продолжение следует)

Комментарии:

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
смотреть все

Сейчас читают

Самые популярные новости и события на нашем сайте.

Подпишитесь на нашу рассылку

наверх