Цены на топливо продолжают бить рекорды как на оптовых рынках, так и в рознице. С начала 2023 года оптовые цены на бензин АИ-92 и АИ-95 выросли на 76%, замечает «Российская газета». Биржевые котировки бензина и дизельного топлива (ДТ) уже многократно обновили исторические максимумы и продолжают расти. Так, 6 сентября на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже цена на бензин АИ-95 всего лишь за день подскочила на 0,5% и достигла нового исторического максимума — 76 876 рублей за тонну, сообщает «Газета.ру».
Что происходит?
Есть мнение, что за рост цен на топливо большое спасибо надо сказать Центробанку и его главе Эльвире Набиуллиной за её эксперименты с ростом курса доллара. Некоторые экономисты уверены в том, что необходимо в принципе навести порядок в валютной сфере, «потому что ситуация, когда мы имеем нефть под 70, но доллар по 100, не является приемлемой».
Министерство энергетики РФ ещё в августе энергично начало искать причины роста цен. Его версия заключалась в том, что трейдеры использую так называемый «серый экспорт» — гонят за кордон бензин и ДТ, купленные для поставок на внутренний рынок. Поэтому, дескать, и цены растут.
По мнению ряда экспертов, ситуация с ростом цен на бензин и дизтопливо возникла из-за того, что правительство с начала осени изменило порядок выплат нефтяникам компенсаций по демпферу из бюджета.
СПРАВКА
Демпфер — финансово-административный механизм, смягчающий колебания цены на тот или иной продукт на внутреннем рынке.
В России демпферный механизм на нефтепродукты действует с 2019 года. Суть его — в выплатах из бюджета нефтяникам компенсации, которая позволяет снивелировать разницу между средней экспортной ценой на нефть и стоимостью бензина или дизельного топлива на внутреннем рынке. Когда мировые цены выше внутренних, государство компенсирует часть потерь нефтяной отрасли. Если цены ниже, нефтяные компании платят часть разницы в ценах в госбюджет.
За 4 года действия механизма нефтебизнес России только в 2020 году заплатил в бюджет по топливному демпферу 356,6 млрд. рублей. Последний раз, по итогам 2022 года, выплаты из российского бюджета нефтяным компаниями по топливному демпферу по данным «Интерфакса» составили 2,16 трлн. рублей.
С 1 сентября демпферные выплаты сокращены вдвое. А цены, соответственно, продолжили расти. Потому что со снижением выплат по демпферу стимулов поставлять топливо на внутренний рынок у нефтебизнеса всё меньше, а поставлять на экспорт — всё больше.
Свежий пример на эту тему: в последние месяцы российский нефтебизнес резко нарастил объёмы экспорта нефтепродуктов в Бразилию — в 10 раз. Если в январе страна покупала у России 31,6 тыс. баррелей российского топлива в день, то в июле нарастила этот объём до 188 тыс. баррелей. А в августе, по оценке агентства «Bloomberg», этот объём вырос почти до 235 тыс. баррелей в день.
Таким образом, пока попытки Министерства энергетики РФ разрешить кризисную ситуацию на топливном рынке пока особо не впечатляют. А ситуация с ростом цен продолжает ухудшаться.
В этой связи вполне понятно заявление главы федерального минсельхоза Дмитрия Патрушева, которое он сделал 6 сентября в ходе совместного заседания комитетов Госдумы по контролю и аграрным вопросам. Он предложил в принципе приостановить экспорт нефти и нефтепродуктов из России до тех пор, пока ситуация не стабилизируется. И его можно понять — дефицит топлива может привести к срыву уборочной кампании. И не только уборочной.
Патрушев охарактеризовал ситуацию так: в последних числах августа речь шла о том, что топливо хотелось бы приобретать по сниженной цене, а сейчас «у нас проблема уже с наличием топлива; сейчас остановим и уборочную, и не отсеимся по озимым. Это будет катастрофа», — заявил Патрушев на вчерашнем совещании в Госдуме.
Насчёт запрета экспорта нефтепродуктов можно сказать, что идея не повисла в воздухе. Как сообщает телеграм-канал «Нефтебаза», министерство энергетики внесло в правительство и администрацию президента проект указа о запрете экспорта топлива всеми, кроме НПЗ. Согласовать проект обещают максимум в течение недели, а учитывая, что речь идёт именно об указе, долгих чтений в Госдуме не будет.
Трейдеров и нефтебазы от поставок на внешние рынки отодвинут, правда, непонятно, что помешает самим нефтепереработчикам организовать отгрузки на экспорт, раз это так выгодно. Ведь и в самом минэнерго признают сильную диспропорцию между внутренними и внешними ценами: нефтепродукты на товарной бирже стоили по 65 тыс. рублей за тонну, а если продавать их за рубеж – по 90 тыс. рублей.
Тем временем ситуация продолжает усугубляться. С текущими оптовыми ценами автозаправки провалились ниже уровня рентабельности. По данным «Газеты.ру», на начало сентября маржа у АЗС при торговле АИ-92 и АИ-95 в среднем составляла минус 3 рубля с литра, дизеля – минус 2 рубля с литра.
На самом деле, замечают авторы телеграм-канала «Нефтебаза», жаловаться на проблемы малые сети и частные заправки начали уже в конце августа, но дело ограничивалось отдельными регионами. Теперь же ситуацией прониклись и крупные игроки, которые начали сокращать программы клиентской лояльности и отменять кешбэк за покупки. Сокращениями уже занялись «Роснефть», «ЛУКОЙЛ» и «Татнефть».
Что делать?
Очевидно, что объективных причин для роста цен на бензин и ДТ сегодня в России нет. Тем более нет объективных причин для их дефицита. А вот субъективные причины есть.
Первая — это валютная политика Центробанка и в принципе деятельность его руководства. То же самое — и с отечественным нефтебизнесом.
Если владельцы и топ-менеджмент российских нефтяных компаний о своём кошельке заботятся больше, чем об интересах России и её граждан, государство имеет полное право предпринять самые решительные меры. От временного запрета экспорта нефтепродуктов до национализации предприятий нефтяной отрасли — частичной или полной.
Комментарии: