Интересное, а, что главное, понятное объяснение роста цен на продовольственные товары в России предложил заместитель председателя правления Ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров («Руспродсоюз») Дмитрий Леонов. Он же, что бывает в таких случаях много реже, предложил и вариант решения проблемы, сообщает со ссылкой на газету «Коммерсантъ» агентство деловой информации «Прайм».
А дело вот в чём: вчера «Коммерсантъ» сообщил о том, что ряд производителей и дистрибьюторов уведомили ритейлеров о повышении с начала 2024 года на 5-20% отпускных цен на широкий перечень товаров — от молочной продукции, кофе, соков, риса до кондитерских изделий.
Дмитрий Леонов ситуацию комментирует следующим образом:
— Единственный выход — это оперативная коррекция цен вслед за объективными реалиями. Это обеспечит наличие товара на полке и сделает рост минимальным. А когда возможно — позволит и снизить цену товара, как сегодня происходит с гречневой крупой.
Этот отчасти парадоксальный выход из ситуации, по мнению Дмитрия Леонова, вполне закономерен. В принципе, по его словам, ни один поставщик не заинтересован в необоснованном росте цены, потому что это грозит ему потерей товарооборота.
Но при этом производители продовольственных товаров сегодня в России оказываются в тисках: с одной стороны — рост себестоимости производства, а с другой — невозможность провести коррекцию отпускных цен. В то время как наценки торговых сетей с начала коронавирусного кризиса не снижались ни разу, подчеркнул Леонов,
Говоря о росте издержек, зампред правления «Руспродсоюза» сообщил, что на данный момент повышение цен на сырьё, логистику и другие материально-технические ресурсы для производства продовольственных товаров наблюдается по многим категориям. Разумеется, всё это в совокупности очень сильно влияет на себестоимость производства продукции.
И вот несколько примеров того, как за год выросли оптовые цены:
- на пшеницу твёрдых сортов — 12,8%;
- на растительное масло — 13,2%;
- биржевые цены на какао подскочили на 78,9%.
Плюс — влияние процессов, происходящих на финансовых рынках: курс доллара к рублю прибавил с начала 2023 года более 29,3%, а ключевая ставка ЦБ выросла с 8,5% до 16%.
В качестве отдельного, но крайне важного фактора роста цен Дмитрий Леонов выделяет постоянное увеличение тарифов на грузовые перевозки:
— Рост тарифов сопровождается недопоставкой машин логистическими компаниями из-за дефицита тягачей и водителей. По самым популярным и востребованным направлениям цены на перевозки в 2023 году повысились как минимум на 35%. Более того, зачастую машины с товаром стоят в очереди на разгрузку в некоторые распределительные центры торговых сетей от нескольких дней до недели. А это приводит к дополнительной оплате поставщиком простаивающего транспорта и генерации односторонних штрафов за несвоевременную доставку продукции.
Ещё одна чрезвычайно важная проблема, по словам Дмитрия Леонова, заключается в том, что практически невозможно «оперативно согласовать объективные и документально подтверждённые изменения цен с торговыми сетями».
По словам эксперта, сети просто-напросто не принимают новые цены с минимальной коррекцией, но при этом, если поставщик не согласен поставлять товар себе в убыток, он от торговых сетей получает штраф.
Всё это, по мнению Дмитрия Леонова, в итоге приводит к взрывному росту цен на полке, как это было в ситуации с яйцами.
Комментарии: