Несырьевой сектор продемонстрировал рост, увеличив выручку на 16,4% до 184,9 триллиона рублей. В то же время выручка нефтегазовых компаний сократилась на 3,3%, достигнув 65,8 триллиона рублей.
2023 год стал объективно непростым для нефтяников и газовиков. С начала года действовало эмбарго на экспорт нефти и нефтепродуктов в Европу, а также ценовой потолок на поставки энергоносителей в другие страны. В I квартале выручка сектора сократилась на 28,7%, во II — на 17,2%.
Ситуация начала меняться во второй половине года. В III квартале выручка увеличилась на 18,2%, а в IV — на 23,9%. Однако по итогам года нефтегазовому сектору так и не удалось достичь уровня 2022 года.
Среди причин снижения выручки:
• Снижение цен на углеводороды.
• Уменьшение сырьевого экспорта.
Агван Микаелян, член совета директоров FinExpertiza, считает, что сокращение выручки было обусловлено не только санкционными ограничениями, но и решением ОПЕК+ сократить добычу нефти.
На текущий момент уже можно констатировать, что спад в нефтегазовом секторе не означает его упадок. Скорее, это трансформация, вызванная как внешними факторами, так и внутренними изменениями в российской экономике. Нефтегазовая отрасль остается ее важной частью, но ее роль постепенно меняется.
Несмотря на трудности, 2023 год стал периодом адаптации и поиска новых решений. Развитие обрабатывающей промышленности, импортозамещение и поиск новых рынков сбыта – все это должно помочь России стать более устойчивой к внешним вызовам.
В долгосрочной перспективе снижение доли нефтегазовой отрасли может даже стать позитивным фактором. Мы можем увидеть диверсификацию источников доходов и увеличение доли несырьевых секторов. Это позволит снизить зависимость от конъюнктуры на мировых рынках углеводородов и повысить устойчивость страны к искусственно созданным шокам. Однако этот процесс потребует времени и значительных усилий властей.
Комментарии: