Губернатор Саратовской области Роман Бусаргин внёс на рассмотрение депутатов Саратовской областной Думы законопроект, который в очередной раз вносит изменения в статью 3 областного закона о региональном налоге на имущество организаций. Проект предлагает увеличение льгот для создающихся в области технопарков и их резидентов, о чём «Ригель» уже сообщал.
Но самый интересный момент в законопроекте — предложение снизить налоговую нагрузку на гаражно-строительные кооперативы (ГСК). Эта тема хорошо иллюстрирует то, как в отдельно взятой Саратовской области в рамках предоставленных Налоговым кодексом РФ полномочий изменяется налогообложение, к чему это приводит и как всё это принимается на местном законодательном уровне.
База для истории с налогом на гаражи и машиноместа была такой. Саратовская городская Дума 23 ноября 2017 года принимает решение № 26-193 «О налоге на имущество физических лиц». Тогда гаражи классифицировались как имущество физических лиц и налоговая ставка по ним определялась исходя из их кадастровой стоимости. Согласно решению городской Думы, на 2022 и последующие годы налог на гараж рассчитывался по ставке 0,07% от кадастровой стоимости.
6 октября 2021 года в базовый областной закон внесли поправки. Раз гаражно-строительные кооперативы (ГСК) являются юридическими лицами, было решено, что и налог на недвижимое имущество они должны платить, исходя из норм областного закона «О введении на территории Саратовской области налога на имущество организаций» № 73-ЗСО от 19.11.2003 г. А налоговая ставка по этому закону составляла 2% от кадастровой стоимости недвижимости. Это был изощрённый ход со стороны областных чиновников!
И с 1 января 2022 года налог на гаражи и машиноместа стал рассчитываться из этой нормы. Понятно, что владельцы гаражей были вынуждены платить за своё имущество много больше: ведь ГСК в основной своей массе коммерческой деятельности не ведут, а потому и дополнительных доходов не имеют (хотя и являются юридическими лицами). Стало быть, членам ГСК — именно членам, физическим лицам — пришлось бы за 2022 год платить существенно больший налог.
По данным чиновников областного правительства, в общей сложности за 2022 год «налог на имущество организаций по объектам недвижимого имущества „гараж“ и „машиноместо“ был исчислен 48 кооперативам по 169 объектам в общей сумме 8,6 миллиона рублей».
Судя по всему, гаражное лобби достаточно активно поработало, результатом чего и стало предложение губернатора изменить положение дел в налогообложение владельцев гаражей. Нет, к прежнему порядку не вернулись. Предложение от губернатора Бусаргина было такое: ставка налога на гараж в 2% от его кадастровой стоимости остаётся, но заплатить по льготе придётся только 15% от начисленной суммы налога.
При этом льготный режим распространяется на налог за 2022 год и действует по 31 декабря 2026 года — до тех пор, пока ГСК и их члены не решат все вопросы по переоформлению прав на гаражи и машиноместа на реальных собственников.
И, как сказано в пояснительной записке к законопроекту, с учётом налоговых льгот для ГСК бюджет области «готов пойти на потерю в сумму 7,3 миллиона рублей в год».
Что характерно? Во-первых, сложно понять логику областных чиновников, которые до 2027 года готовы терять по 7,3 млн. рублей в год, которых областной бюджет ещё ни разу не получал. Во-вторых, сложно понять логику областных чиновников, когда в принципе было принято решение о повышении ставки налогообложения для членов ГСК. Потому что 7-8 миллионов рублей в год новых налоговых поступлений в бюджет Саратовской области — что капля в море. А решение это создало повод для социального напряжения. Пусть напряжения не столько сильного, не масштабного, но всё же создало. Вот к чему было его провоцировать?
И ещё один занятный момент. Если человек заинтересованный захочет почитать областной закон о налоге на имущество организаций, его поджидает масса сюрпризов. В очередных изменениях в него, есть, к примеру, и такое: «в пункте 7 абзац двенадцатый изложить в следующей редакции: «В целях применения подпунктов «б», «г», «д», «е» пункта 2 настоящей статьи под основными средствами в целях настоящего Закона следует понимать производственные здания, строения, сооружения, помещения.».». Чтобы понять, как будут выглядеть изменения в 12-ом абзаце пункта 7 статьи 3 областного закона, надо для начала найти текст последней редакции (действующей редакции!) областного закона о налоге на имущество организаций.
К слову, закон за время своего существования претерпел 37 изменений. Нынешнее — 38-ое по счёту. И все эти изменения написана на птичьем чиновничьем новоязе. Повторимся, чтобы понять, какие изменения в тексте закона будут, как текст закона выглядел до этих изменений, необходимо найти текст закона в его последней действующей редакции. Вы думаете, что для неподготовленного человека это будет проще пареной репы? Попробуйте — убедитесь.
А так-то в области и бюджет открытый, и правительство распахнуло двери нараспашку гражданам, и законами всё ясно и понятно.
Комментарии: