Как отъём бизнеса государством свернул все проекты по «зелёной энергетике» в Саратовской области

Дата публикации: 16 января 2024, 15:00
Просмотры: 3 464
Как отъём бизнеса государством свернул все проекты по «зелёной энергетике» в Саратовской области

В России в последние годы происходит активность государства в отношении крупных промышленных и коммерческих групп, которую некоторые предприниматели называют «рейдерским захватом» и «правовым беспределом».

Фото: in-power.ru

Материал о передаче различных лакомых активов 15 января выпустил РБК. В случае некоторых речь идёт о реприватизации активов, полученных в результате нескольких волн приватизации в 1990-2010-х годов. И на первый взгляд, реприватизация кажется логичной. Но только на первый взгляд.

Компания «Сибэко», являющаяся крупнейшим предприятием в Сибири по реализации тепловой и электрической энергии, была отобрана у предпринимателя Андрея Мельниченко. Мотивом для передачи фирмы в собственность государства стал иск генпрокуратуры по энергетическим активам, которые якобы были коррупционным способом куплены у структур экс-министра по делам «открытого правительства» Михаила Абызова.

В сентябре прошлого года государство опротестовало сделку о приватизации Губахинского химического завода в 1992 голу в Пермском крае. В результате активы «Метафракс кемикалс», одного из крупнейших производителей метанола и формалина, были переданы государству.

Что не так с реприватизацией? Решение о приватизации и её правила устанавливало государство. И бизнесмены приобретали активы по этим правилам. Во многие активы с 1990-х годов вкладывались средства для модернизации и обновления производства. Но сейчас государство силовым способом, возлагая ответственность на акторов приватизации, либо на последних владельцев, без учёта последующих вложений, забирает эти активы обратно.

Многие из отбираемых активов без приватизации и вложения туда денег могли просто разориться в 1990-е годы, как, например, наш Саратовский авиационный завод. Однако при отборе этого имущества данный аргумент никак не учитывается. К чему это приведёт? Многие талантливые предприниматели в результате описываемых процессов продадут существующий бизнес за бесценок и уедут из страны. Разумеется, не все. Но верить государству после такого мало кто будет.

Потому что в других описываемых случаях речь идёт об иностранных активах, когда государство решило забрать активы только потому, что они принадлежат гражданам «недружественных государств». В-третьих, активы забирались у граждан, которые создали бизнес с нуля. Например, компания «Рольф», экс-владелец которой Сергей Петров заявил, что у него отобрали бизнес в связи с его политической позицией и назвал это рейдерским захватом.

По версии следствия, он перечислил 4 млрд рублей, заработанных им в «Рольфе», на счета кипрской компании. Однако что незаконного может быть в переводе заработанных твоей компанией денег куда бы то ни было? Ведь в ином случае смысл занятия бизнесом теряется совсем. Отобранную в декабре 2023 года компанию возглавил бывший топ-менеджер «Авилона» Алексей Гуляев.

История вышла настолько громкой и несправедливой, что её пришлось комментировать пресс-секретарю президента Дмитрию Пескову. Впрочем, он заявил, что в «Рольфе» якобы были различные схемы владения, которые требовали вмешательства. Разумеется, это объяснение никого не удовлетворило. Потому что все указанные процессы ведут не столько к реприватизации, сколько к переделу собственности в России, когда лакомые активы передают в управление близким к властям структурам.

В материале был упомянут ещё один вид отъёма имущества крупных компаний. Это указ президента о внешнем управлении некоторыми компаниями. Их вина только в том, что они принадлежат гражданам государств, где были конфискованы (на самом деле, только заморожены) активы некоторых российских юрлиц.

В частности, речь идёт об активах немецкой энергетической компании Uniper. Ей принадлежит пакет 87,73% в российской компании «Юнипро». Другой энергоинвестор — финская госкомпания Fortum. Она владела двумя пакетами на 69,88 и 28,35% российской «Фортум», которые принадлежат Fortum Russia и Fortum Holding. Обе компании до февраля 2022 года числились крупными инвесторами в Саратовской области, мы писали об этом летом 2022-го.

ЮНИПРО планировала вложить в строительство ветряной электростанции в нашем регионе мощностью 200 МВт к 2023 году около 20 млрд рублей. Ветряные генераторы планировала строить под Саратовом и итальянская Enel, а финская Fortum была совладельцем в ЮНИПРО. Она пыталась продать активы российским юрлицам, попробовав цивилизованно выйти из российского бизнеса, однако государство не дало этого сделать, введя внешнее управление.

В итоге, в результате действий государства три крупных проекта по «зелёной энергетике» в Саратовской области были свёрнуты. Между тем, указанные итальянская, немецкая и финская компании являются одними из лидеров в ЕС в области ветряной, солнечной и водной энергетики.

Комментарии:

5 1 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
смотреть все

Сейчас читают

Самые популярные новости и события на нашем сайте.

Подпишитесь на нашу рассылку

наверх