Губернатор Бусаргин подписал постановление, которое должен был утвердить губернатор Аяцков

Дата публикации: 4 декабря 2024, 10:00
Просмотры: 2 577
Губернатор Бусаргин подписал постановление, которое должен был утвердить губернатор Аяцков

В Правительстве Саратовской области уверены: в регионе должна работать как минимум 1071 торговая точка по продаже периодической печатной продукции — газет и журналов

Система розничной торговли печатными СМИ в Саратовской области сегодня практически полностью разрушена (фото: https://warball.ru/krug/u/kioska.html).

Такой странной и парадоксальной новости с практике нашего информационного агентства ещё встречалось. В ней странно всё — и предыстория августа 2023 года, и её продолжение ноября 2024 года.

Дело в том, что Правительство Саратовской области во главе с губернатором Романом Бусаргиным вознамерилось поддержать на территории региона торговлю печатными средствами массовой информации.

Всё началось 2 августа прошлого года, когда губернатор Саратовской области Роман Бусаргин издал Постановление № 699-П. Суть документа была проста: он вводил норматив на площадь (количество) стационарных и нестационарных торговых точек, а также торговых точек и мест на ярмарках и розничных рынках, предназначенных для торговли разнообразными товарами. В том числе — продовольственными товарами на территории административных центров и районов Саратовской области.

Согласно этому постановлению, всего в области должно быть 6974 стационарных торговых объекта (в том числе 3126 точек по продаже продовольственных товаров).

Меньше всего таких точек, исходя из численности населения, предполагается в муниципальном образовании «Посёлок Михайловский» — 7 (3) шт. Больше всего — в муниципальном образовании «Город Саратов» — 2733 (1225) шт.

К чему вводился этот количественно-площадной норматив и почему именно сейчас? А вот это совершенно непонятно! В том же Саратове на протяжении ряда последних лет против малых объектов торговли (небольших торговых павильонов и киосков) велась самая настоящая война: их сносили десятками и сотнями, ликвидировав за эти годы тысячи рабочих мест.

Теперь, оказывается, только в Саратове таких торговых точки должно быть как минимум 2733. А что, раньше необходимость небольших торговых точек была разве не очевидна? Вопрос риторический.

Киоск «Союзпечати» в 1960-х годах: так было (фото: warball.ru).

Но это — цветочки по сравнению с созревшими к 28 ноября 2024 года ягодками. В этот день упомянутое выше постановление Романа Бусаргина было дополнено ещё одним разделом. Оно касается — только не падайте! — минимального количества торговых объектов по обеспечению населения Саратовской области периодической печатной продукцией.

Согласно изменениям, всего в области отныне должна быть как минимум 1071 точка по продаже печатных СМИ. Самое большое их количество, как несложно догадаться, должно находиться в Саратове — 422 штуки.

Сказать, что вопросов в связи с этим возникает масса, значит, не сказать ничего.

Первое. Минимальное число киосков по продаже печатных СМИ, надо полагать, касается отдельно стоящих торговых точек — продажа печатной продукции внутри помещений торговых центров, рынков, сетевых магазинов под бусаргинский минимум явно не попадает. Ведь так?

Второе. Речь про «обеспеченность населения площадью торговых объектов» предполагает некие протекционистские меры, позволяющие владельцам таких киосков некие преференции, помощь в оформлении земельных участков под их размещение, возможно — местные налоговые послабления и проч. Иначе, зачем устанавливать минимум числа таких торговых точек и как этот минимум поддерживать?

Третье. С поддержкой розничной торговли печатными СМИ Роман Бусаргин и его команда опоздали лет этак на 20-25. Потому что розничная торговля газетами и журналами в области и особенно в Саратове как минимум последние 15 лет уничтожалась с очевидным упорством и вовсе неочевидными намерениями.

Про ОАО «Роспечать», преемника областного объединения по торговле печатными СМИ советского периода (компанию «Союзпечать»), можно рассказывать много. Хотя бы о том, как в мае 2010 года Совет директоров общества принял решение ликвидировать 20 филиалов в районных центрах.

Финал истории «Роспечати» таков: в апреле 2017 года ОАО было признано банкротом и прекратило своё существование, а оставшиеся кое-где киоски по продаже печатных СМИ перешли в руки альтернативных торговых сетей.

К дезорганизации работы «Роспечати» и её фактической ликвидации на финальном этапе существования приложила руку и Администрация г. Саратов, отказавшаяся в своё время продлевать на прежних условиях договоры на аренду земельных участков, на которых располагались киоски компании.

Газетно-журнальный киоск в современном Париже. Если Роман Бусаргин так себе это видит, «Ригель» только за! (фото: sputniknews.ru).

В начале 2020-х годов на то, что в Саратове ещё осталось от киосков по продаже печатных СМИ, городская администрация во главе с Михаилом Исаевым повела очередную атаку: была разработана новая схема размещения нестационарных объектов торговли, которая на тот момент предполагала очень жёсткие требования к таким объектам, которым тогда не соответствовал ни один саратовский газетный киоск.

Казалось бы, при таком положении дел реанимация в области розничной торговли печатными СМИ — дело заведомо нереализуемое.

Но, быть может, губернатор Бусаргин обладает некой закрытой информацией, которая заставляет его возрождать торговлю газетами и журналами, потому что в ближайшее время Россию ждёт возрождение печатных СМИ?

Четвёртое. В первой половине нулевых у «Роспечати» в Саратове было порядка 110 газетных киосков, в том числе несколько магазинов. К началу 2010-х годов появились альтернативные торговые сети, в собственности которых было порядка 50 киосков.

Это мы к тому, что даже в лучшие постсоветские времена в городе не было минимума в 422 газетных киоска, о необходимости которых говорит постановление Романа Бусаргина. Откуда взялась эта цифра? А, самое главное, чем эти 422 газетных киоска будут торговать?

Пятое. А вот это основной вопрос. Чем, в самом-то деле, собираются торговать? Из многих десятков печатных СМИ в Саратове осталось штук пять: печатный орган облправительства и облдумы «Саратовская областная газета», печатный орган горадминистрации и гордумы «Саратовская панорама», саратовские выпуски газет «Московский комсомолец», «Аргументы и факты», «Комсомольская правда». Вот, пожалуй, и всё.

Да, в оставшихся торговых точках присутствуют федеральные газеты и журналы, но их тоже не так много. И причина понята: людей очень долго отучали от привычки читать печатные СМИ. И сегодня спрос определяет предложение.

Важный момент — во второй половине 1990-х годов некогда сопутствующий товар для «Роспечати» стал основным, а его номенклатура выросла неимоверно. В завалах игрушечных черепашек ниндзя, бусиков, брелоков подчас было решительно невозможно рассмотреть ассортимент представленных в киоске газет и журналов.

Ассортимент печатных СМИ с огромной скоростью размывался ещё и так называемой «периодической печатной продукцией», которая к общественно-политическим изданиями по сути не имела ни малейшего отношения. Все эти сканворды, кроссворды, календари для огородов и садоводников, альманахи по истории и запаянные в полиэтилен журналы для взрослых с духоподъёмными названиями типа «Живая плоть» к средствам массовой информации общественно-политического характера ни малейшего отношения как не имели, так и не будут иметь.

Так чем же Роман Бусаргин и его команда собираются заполнить минимально необходимый в области 1071 газетно-журнальный киоск?


Конечно, не Париж, но выглядит в принципе неплохо и стандартизовано (фото: warball.ru).

Шестое. Быть может, изменения газетно-журнального характера в постановление внесено под будущего вполне конкретного инвестора? То есть в область заходит некий крупный игрок на рынке продажи печатных СМИ, которому новые тысяча с лишним торговых точек в регионе будут как нельзя более кстати?

Но в таком случае затраты инвестора будут неимоверны: изготовление торговых павильонов, их транспортировка, установка, подключение к электричеству, согласование выделения земельных участков, наём персонала (в условиях его нынешнего дефицита), логистика и прочее. Только лишь на торговле газетами и журналами, без мощной финансовой поддержки эти затраты могут отбиться бог знает через сколько лет.

Так для кого и для чего Роман Бусаргин определил областной минимум количества газетно-журнальных киосков?

Может быть, это постановление относится к той категории документов, которые областные чиновники разрабатывают и принимают для проформы, а выполнять их даже и не думают? Может быть.

А может, всё ещё проще и мы наблюдали пространственно-временной сдвиг. То есть году в 1998-ом для подписи этого постановления уже занёс ручку тогдашний глава региона — губернатор Дмитрий Аяцков, но провернулась петля времени и вот — постановление подписал губернатора Роман Бусаргин. Нет, в самом-то деле, а?

Комментарии:

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
смотреть все

Сейчас читают

Самые популярные новости и события на нашем сайте.

Подпишитесь на нашу рассылку

наверх