Фондовый рынок России падает, а Центробанк не при чём

Дата публикации: 27 ноября 2024, 18:00
Просмотры: 4 230
Фондовый рынок России падает, а Центробанк не при чём

Первый зампред ЦБ Чистюхин назвал четыре причины негатива на фондовом рынке, из них минимум три связаны с кредитно-денежной политикой Банка России

Фото: Boris Roessler / picture alliance via Getty Images (https://www.forbes.ru/investicii/480921-ogromnyj-ubytok-i-risk-ugolovnogo-dela-cto-zdet-rossijskih-investorov-v-akcii-meta).

Фондовый рынок России в последние дни явно лихорадит: снижение цен идёт день ото дня, эксперты и диванные аналитики пугают. А что же происходит на самом деле, в чём причины падения, которое и в самом деле происходит? В этом вопросы разбиралось агентство РБК.

Несколько цифр. С начала 2024 года рублевый индекс Мосбиржи (он совокупно составляется по ценам наиболее ликвидных акций 48 компаний России) потерял более 18%. До апреля—мая индекс рос и даже приблизился к своим докризисным значениям (в районе 3500 пунктов), а затем стал падать. На момент закрытия торгов 26 ноября значение индекса составляло 2 464,35 пунктов.

Отрицательная динамика наблюдалась и в долларовом индексе РТС: с начала года он потерял более 18%, а если учитывать весенние пики 2024-го — почти 40%, следует из данных Мосбиржи.

Первый заместитель председателя Центрального Банка России Владимир Чистюхин, выступив для РБК в качестве авторитетного эксперта, назвал несколько причин снижения российского фондового рынка.

Причина первая: высокая ключевая ставка ЦБ спровоцировала переток денег с фондовой биржи. По мнению Чистюхина, высокая ставка Центробанка приводит к перетоку средств инвесторов в более доходные инструменты, в том числе — банковские депозиты, которые за последние месяцы резко выросли и стали более привлекательными.

По данным ЦБ, во II квартале 2024 года из акций в долговые инструменты и в депозиты перешло порядка 10% всего оттока, в III квартале — уже 16%.

Только в октябре сокращения объёмов фондовой торговли составили:

  • со стороны системно значимых банков = 7,7 млрд. рублей,
  • со стороны физических лиц = 27,4 млрд. рублей;
  • со стороны нерезидентов = 9,5 млрд. рублей.

От себя «Ригель» добавляет: получается, что только в октябре 2024 года финансовый отток с фондового рынка совокупно составил порядка 44,6 млрд. рублей. Как ни крути, но основная причина — рост ключевой ставки ЦБ РБ и переток этих средств в другие финансовые инструменты (депозиты банков и проч.).

Причина вторая: по мнению Владимира Чистюхина, «определённое влияние оказывает история с дивидендным гэпом: когда акции перед выплатой дивидендов стоят несколько больше, чем после выплаты дивидендов. Не думаю, что это очень большие значения, но тем не менее они тоже играют роль».

Первый заместитель Председателя Центрального Банка РФ Владимир Викторович Чистюхин (фото: сайт ЦБ РФ).

РБК (со ссылкой на исследование компании «Альфа-Инвестиции») к этому добавляет важную информацию: в среднем дивидендный гэп (то есть возвращение цены акции к прежним значениям) на российском рынке закрывается за полгода, но в 2023 году дивидендные гэпы стали длиннее, а в 2024-м году ни один из них не был закрыт.

От себя «Ригель» добавляет: замедление закрытия дивидендных гэпов, как ни крути, связано с уменьшением на фондовом рынке количества трейдеров и финансовой массы. А это, в свою очередь, также является одним из основных следствий кредитной политики Центробанка.

Причина третья: закрытие информации со стороны некоторых компаний. «Это не лучшим образом влияет на отношение инвесторов к эмитентам», — отметил Чистюхин.

Надо отметить, что с марта 2022 года действует постановление Правительства РФ, которое даёт право эмитентам не раскрывать чувствительную к санкциям информацию.

Однако стремление некоторых компаний, чьи акции обращаются на фондовом рынке, полностью не раскрывать информацию о себе, строго говоря, не является новостью. РБК замечает, что и ЦБ, и Мосбиржа ранее обращали внимание, что ряд эмитентов не первый год злоупотребляют этим правом.

Наконец, причина четвёртая: зампред Центробанка Чистюхин считает, что, «помимо санкционных проблем, проблем с логистикой и сменой партнёров, учитывается эффект повышения ключевой ставки и уровень закредитованности компаний». При этом сам ЦБ пока не видит ухудшения качества корпоративного портфеля на фоне высоких ставок, добавил Чистюхин. «Доля „плохих“ корпоративных кредитов практически неизменна и составила 4% на 1 октября этого года», — указал он.

То есть эффект повышения ключевой ставки и закредитованности компаний имеется, но доля плохих корпоративных кредитов от этого, по данным ЦБ, почему-то не увеличивается.

Выводы.

Не надо быть Нострадамусом, чтобы понять: негативная ситуация на фондовом рынке России в немалой степени спровоцирована кредитной политикой Центробанка.

Более того, негатив на рынке последних дней однозначно связан с ожиданиями очередного увеличения Центробанком ключевой ставки — возможно, до 23%. А фондовый рынок, профессионалы не дадут соврать, очень подвержен воздействию слухов, сплетен, эмоций, позитивно-негативных ожиданий и спровоцировать падение на нём (или — неоправданный рост) запросто можно парой-тройкой фраз чиновника уровня зампреда ЦБ РФ.

С другой стороны, нынешнее падение — это небольшая неприятность по сравнению с тем обвалом, который был на рынке, например, в день объявления о начале СВО в феврале 2022 года. Тогда за несколько дней цены на ряд инструментов обвалились на 40-45%. Тогда даже раздавались голоса, что это — конец фондового рынка России. И что? И ничего, за прошедшее время он успел полностью восстановить свои позиции и даже превзойти их.

И это — не говоря о том, что на жизнь подавляющего большинства граждан России ситуация на фондовом рынке практически никак не влияет…

Комментарии:

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
смотреть все

Сейчас читают

Самые популярные новости и события на нашем сайте.

Подпишитесь на нашу рассылку

наверх