Сегодня, 25 декабря 2024 года, на 47-ом заседании Саратовской областной Думы одобрили внесение изменений в региональный бюджет. Для начала приведём общие цифры, а затем обратим внимание на кое-какие специфические моменты.
По сравнению с внесением изменений в областной бюджет, который облдума одобрила 27 ноября, изменения произошли следующие.
ДОХОДЫ И РАСХОДЫ
Доходы областного бюджета увеличиваются на 3,4 млрд. рублей.
Из пояснительной записки министра финансов Саратовской области Ирины Бегининой следует, что доходная часть областного бюджета с начала 2024 года увеличилась на 3 млрд. 424,7 млн. рублей (с 186 млрд. 714,7 млн. рублей) и по состоянию на 25 декабря составляет 190 млрд. 139,4 млн. рублей.
Соответственно, расходная часть бюджета по состоянию на 25 декабря увеличилась с 193 млрд. 382,4 млн. рублей до 193 млрд. 961,0 млн. рублей.
И вот это — первый интересный момент.
Если по итогам ноября 2024 года увеличение расходной части бюджета Саратовской составляло 1 млрд. 300,5 млн. рублей, то по итогам декабря, как мы видим, она уменьшилась в 2,25 раза и составляет только 578,6 млн. рублей.
МЕТАМОРФОЗЫ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА
На момент принятия предпоследних поправок в бюджет (27 ноября 2024 года) его дефицит составлял 6 млрд. 667,7 млн. рублей. Доходная часть (186 млрд. 714,7 млн. рублей) минус расходная часть (193 млрд. 382,4 млн. рублей) = дефицит бюджета минус 6 млрд. 667,7 млн. рублей.
Что мы видим по результатам последних бюджетных поправок? Доходная часть (190 млрд. 139,4 млн. рублей) минус расходная часть (193 млрд. 961,0 млн. рублей) = дефицит бюджета минус 3 млрд. 821,6 млн. рублей.
Всё так, но каким образом областной минфин за месяц сократил объём дефицита бюджета на 2 млрд. 846,1 млн. рублей?
«Ригель» видит только одну подходящую цифру, которая хоть как-то это объясняет: доходы бюджета по итогам декабря (3,4 млрд. рублей) минус расходы (578,6 млн. рублей) = 2 млрд. 821,4 млн. рублей.
РАСХОДЫ БЮДЖЕТА СЖИМАЮТСЯ, КАК ШАГРЕНЕВАЯ КОЖА
В сопроводительной записке к законопроекту по изменению в бюджет, которые 25 декабря 2024 года приняли депутаты Саратовской областной Думы, министр финансов Бегинина пишет: «Планируемая экономия бюджетных ассигнований в сумме 2,5 млрд. рублей направляется на сокращение банковских заимствований». Все всё поняли?
Тем, кто не понял, объясняем. «Бюджетные ассигнования» — это деньги, запланированные в бюджете на исполнение бюджетных обязательств.
То есть в декабре-январе на исполнение обязательств бюджета Саратовской области будет срезано 2,5 миллиарда. Эта сумма, ещё раз заметим, сопоставима с предусмотренным последними корректировками по уменьшению дефицита областного бюджета (2 млрд. 831,4 млн. рублей).
И такое лихое сокращение расходной части мы видим второй месяц подряд.
По итогам ноября (см. статью «Ригеля» «Совокупные долги региона превысили 50 процентов от его налоговых и неналоговых доходов») в бюджет поступило 5,6 млрд. рублей, на расходы был направлен 1 млрд. 300,5 млн. рублей. А вот оставшиеся 4 млрд. 300 млн. рублей, как тогда витиевато выразилась Ирина Бегинина, были направлены «на сокращение привлечения банковских заимствований», проще говоря — на выплату ранее взятых кредитов в коммерческих банках.
По итогам декабря, ещё раз напомним, в бюджет в общей сложности поступило 3,4 млрд. рублей, а на расходы направлено будет лишь 578,6 млн. рублей. То есть на расходы (а это в основном расходы социального характера) в конце декабря — январе областной бюджет направит 17% средств, поступивших в бюджет в декабре.
Месяцем ранее на «социалку» было направлено 23% от средств, поступивших в бюджет в ноябре. Как мы видим, «прогресс» налицо.
ВЗЛЕТАЕМ?
Однако есть ещё более тревожные «звоночки» для областной власти.
В уже упоминавшейся пояснительной записке к изменениям в областной бюджет министр финансов Ирина Бегинина пишет: «В соответствии с решением президиума (Штаба) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации, переносится на плановый период 2025 года привлечение средств инфраструктурного бюджетного кредита в сумме 350 млн. рублей в целях развития территории бывшего аэропорта Саратов „Центральный“».
Какой вывод можно сделать из этой констатации? Простой, но чрезвычайно тревожный: областной бюджет с радостью взял бы ещё в 2024 году этот бюджетный кредит. Однако Правительство РФ решило тормознуть его выделение. И сделано это могло быть только по той причине, что работы на территории бывшего аэропорта характеризуются известным выражением «конь не валялся».
И это значит, что в федеральном правительстве прекрасно понимают: 350 миллионов в области запросто могут пустить на совершенно иные нужды, а потому и перенесли выделение инфраструктурного бюджетного кредита на 2025 год.
«ЧТОБ ТЫ ЖИЛ НА ОДНУ ЗАРПЛАТУ!»
Всё в той же пояснительной записке Ирины Бегининой, чуть ближе к финалу содержится убойный абзац (это — в продолжение темы про реконструкцию бывшего аэропорта). Цитата: «В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2024 года № 2488-р в 2024-2026 годах сокращены расходы в рамках реконструкции объектов в аэропортовых комплексах на 714,3 млн. рублей, 163,6 млн. рублей и 1162,9 млн. рублей (с учётом областных средств) соответственно».
Из этой фразы совершенно непонятно, о каких аэропортовых комплексах идёт? К сожалению, о саратовских. И — только о саратовских!
Распоряжение очень небольшое, но ознакомившись с ним, мы тут же понимаем, что касается оно именно Саратовской области. Впрочем, судите сами — скриншоты распоряжения № 2488-р мы приводим ниже.
Таким образом, в 2024-2026 годах выделение денег из федерального бюджета на реконструкцию территории аэропорта «Центральный» в Саратове в общей сложности срезано на 974 млн. 286,11 тыс. рублей.
ВЫВОДЫ
Когда федеральное правительство сокращает области выделение бюджетных средств на инфраструктурные проекты (заметим, ранее одобренные!) — это не просто тревожный звоночек, это набат. И означает такое только одно: Правительство Саратовской области у федералов из доверия вышло. И не просто вышло — у Михаила Мишустина и его коллег есть основания полагать, что выделенные инфраструктурные бюджетные кредиты будут банально… Как бы сказать помягче? Ну, допустим, израсходованы нецелевым образом.
И второе. Когда областное правительство львиную долю доходов бюджета (более 70%) уже за второй месяц подряд направляет на погашение банковских кредитов — это…
Впрочем, редакция «Ригеля» не хотела бы для оценки сложившейся ситуации использовать термины, которые она обычно использует.
И, как говорится, в финале — «вишенка на торте». В приложении к поправкам в бюджет министр финансов, как и полагается, приложила небольшой документ — финансово-экономическое обоснование бюджетной корректировки.
Обоснование такое: «Принятие данного законопроекта не потребует дополнительных расходов областного бюджета на его реализацию». Да неужели?
Дальше, как говорится, и ехать некуда!..
Комментарии: