Учёные из Харбинского инженерного университета совершили настоящий прорыв, разработав суперпокрытие для подводных лодок, которое позволит им двигаться под водой со сверхзвуковой скоростью, сообщает издаваемый Медиакорпорацией Китая телеграм-канал «Китайская панорама».
ЧТО РАЗРАБАТЫВАЮТ КИТАЙЦЫ?
«Китайская панорама» ссылается на публикацию сетевого издания scmp.com c говорящим названием «Китайские ученые приближаются к созданию лазерных двигателей для сверхбыстрых и бесшумных подводных лодок» («Chinese scientists close in on laser propulsion for superfast, silent submarines»).
В публикации есть одна странность: говоря в начале о создании сверхпокрытия для подводных лодок, китайские СМИ тут же сообщает ещё и о разработке новейшего лазерного двигателя для субмарин нового поколения.
Скорее всего, никакой путаницы нет — одно связано с другим. Из небольшого сообщения «Китайской панорамы» мы можем узнать вот что.
Разработчики из Харбинского инженерного института разработали оптическое волокно, которое можно применить для обшивки подводных кораблей. Теоретически с помощью новой технологии подводная лодка может двигаться со сверхзвуковой скоростью.
Однако, судя по всему, речь идёт не только, а, быть может быть, и не столько об оптическом волокне с новыми характеристиками. Впрочем, судите сами, цитата: «Инновационное покрытие использует лазерное излучение для создания эффекта суперкавитации, когда вода превращается в пар вокруг корпуса подлодки. Это значительно снижает сопротивление при движении корабля. Толщина новой обшивки меньше человеческого волоса.
Специалисты отмечают, что разработку можно применить и для подводных вооружений. „Лазерное“ покрытие позволит значительно увеличить дальность снарядов, ракет и торпед, выпускаемых под водой».
На первый взгляд, это кажется невозможным — движение под водой со сверхзвуковой скоростью. Но не будем спешить.
СКОРОСТЬ И СОПРОТИВЛЕНИЕ
Увеличение скорости любого самодвижущегося аппарата, если говорить совсем просто, связана с двумя факторами: сопротивление окружающей среды (воды или воздуха, в данном случае неважно) и мощностью двигателя. Чем выше требуется развивать скорость — тем большую мощность должен иметь двигатель. Как следствие — тем большая энергия требуется такому двигателю.
В конце концов наступает своего рода предел. Чем мощнее двигатель, тем быстрее, в условиях земного тяготения, он изнашивается. Нет, конечно, можно использовать для его изготовления новые материалы. А в качестве топлива использовать, скажем атом. Но всё равно будут возникать всё новые и новые проблемы, связанные, как уже было сказано, с земным тяготением (а это износ двигателя) и повышением сопротивления окружающей среды.
Но есть иной путь, позволяющий как минимум летательным аппаратам развивать огромную скорость.
СПРАВКА
Скорость звука в воздухе эталонно при температуре 20°C и нормальном давлении составляет 343,1 м/с или — 1 235,16 км/час.
Скорость звука в чистой воде эталонно составляет порядка 1 500 м/с или 5 400 км/час. Скорость звука увеличивается с ростом температуры, солёности воды и увеличением глубины (то есть с ростом давления).
Первое, что приходит в этой связи на память — содержащиеся в индуистских и буддистских мифологических текстах («Ригведа», «Рамаяна», «Махабхарата» и др.) упоминания о необычных летательных аппаратах — виманах. Судя по всему, технические характеристики этих летательных аппаратов совершенно недостижимы и для современной воздухоплавательной техники. Но получение достоверных свидетельств, лучше всего — с работающими образцами, — это, возможно, дело будущего.
Пока же мы располагаем только доступными нам свидетельствами. Берём только последние 100 лет — и что мы видим?
ОПЫТЫ ВИКТОРА ШАУБЕРГЕРА
Есть немало исследователей, которые считают, что уже в наши времена эту техническую проблему (движение аппарата с огромной скоростью) смог решить австрийский изобретатель Виктор Шаубергер (Viktor Schauberger, 1885-1958). По ряду данных, в конце 1930-х годов он начал разрабатывать аппарат, для которого после некоторой доработки собирался использовать радикально новый вид воздушного двигателя. Этот аппарат не «проталкивал» себя через атмосферу, а как бы втягивался в неё.
Способ был таков: на поверхности летательного аппарата генерировался тонкий слой вакуума. В результате летательный аппарат не преодолевал сопротивление воздуха, а наоборот — как бы втягивался, всасывался им. Чем толще был слой вакуума (а речь шла об очень малых величинах, микронах), тем большую скорость он развивал. Причём — в любом направлении.
В ходе сбора материала для своей книги «Охота за точкой “zero”», которая впервые вышла в Великобритании в 2001 году, английский журналист Ник Кук встречался с внуком Виктора Шаубергера — Йоргом.
Йорг дал возможность Куку ознакомиться с перепиской и дневниками своего знаменитого деда. «Из дневников Шаубергера, — пишет в своей книге Ник Кук, — становится ясно, что это были за машины:
- одна из них была предназначена для очищения воды;
- другая была способна генерировать электрические разряды большой мощности;
- третья предназначалась для “биосинтеза” водородного топлива из воды;
- четвёртая “естественным” образом производила тепло или холод;
- пятая, которую окрестили “летающей тарелкой”, представляла собой необычный двигатель, привлекший внимание Хейнкеля в 1941 году».
Официальная версия гласит, что вскоре после окончания боевых действий в Европе, весной-летом 1945 года, Шаубергера пригласили к себе американцы с весьма заманчивыми предложениями. А потом, высосав из него массу идей, отпустили его в Австрию, где тот вскоре, в 1958 году, и умер.
ПАТЕНТЫ САЛЬВАТОРЕ ПАИСА
Кто-то может сказать, что историю про Виктора Шаубергера вполне можно отнести к разряду апокрифов: написано-то про него и его изобретения много, а вот на практике его разработок, дескать, никто не видел. Да и вообще, всё это носит сугубо нефициальный характер.
Но вот пример из совсем уже недавней практики. 4 декабря 2018 года Бюро по регистрации патентов и торговых марок США выдало патент № US 10,144,532 B2 на устройство для уменьшения инерционной массы. Его название было таково: «Практическое использование устройств с целью уменьшения инерционной массы» («Craft using an inertial mass reduction device»).
Заявителем и изобретателем в патенте значится Сальваторе Сезар Паис (Salvatore Cezar Pais). Правопреемник патентовладельца — Соединённые Штаты Америки в лице Военно-морских сил США (The United States of America as represented by the Secretary of the Navy).
О Паисе известно очень немного, кроме разве того, что этот американский аэрокосмический инженер и изобретатель португальского происхождения, работал (а может, и поныне работает) на военно-морской авиабазе Патаксент-Ривер (Naval Air Station Patuxent River).
Суть изобретения заключается в возможности его применения на летательном аппарате (ЛА) с целью уменьшения его инерционной массы. ЛА, использующий подобное устройство, помимо прочего, состоит из внутренней и внешней резонансных полостей и микроволновых излучателей (а это очень похоже на то, что описывается в разработках Виктора Шаубергера).
В патенте говорится о том, что уменьшение инертной массы системы (объекта) может быть достигнуто путём манипулирования колебаниями квантового поля в локальном энергетическом состоянии вакуума в непосредственной близости от системы (объекта).
Следовательно, уверен Сальваторе Паис, можно уменьшить инерцию ЛА (то есть его сопротивление движению/ускорению), поляризуя вакуум в непосредственной близости от движущегося ЛА.
А это, повторимся, по сути то же самое, чем занимался Виктор Шаубергер в 1930-1940-х годах и позднее.
КИТАЙСКАЯ КАВИТАЦИЯ
Всё вышесказанное даёт возможность несколько иначе посмотреть на то, что изобрели китайские учёные из Харбинского инженерного университета.
Ещё раз напомним, что содержится в его описании: «Инновационное покрытие использует лазерное излучение для создания эффекта суперкавитации, когда вода превращается в пар вокруг корпуса подлодки. Это значительно снижает сопротивление при движении корабля. Толщина новой обшивки меньше человеческого волоса».
Одно из определений кавитации гласит, что это — физический процесс образования разрывов сплошной структуры, то есть — пузырьков (пустот) в жидкостях в результате местного понижения давления.
Или же: процесс парообразования и последующего схлопывания пузырьков пара с одновременным конденсированием пара в потоке жидкости.
К слову, само слово «кавитация» с латинского «cavita» переводится как «пустота».
У китайцев же мало того, что речь идёт о суперкавитации, так ещё (самое главное!) о значительном снижении в результате суперкавитации сопротивления воды движению подводной лодки.
Принцип, судя по всему, тот же самый, что был у Виктора Шаубергера и Сальваторе Паиса. И это, скорее всего означает одно: сегодня пришло время для расконсервации и внедрения в жизнь технологий, которые были известны десятилетия, а то — и столетия назад…
Комментарии: