На 63-м заседании Саратовской областной Думы VII созыва, состоявшемся 24 сентября, депутаты, как обычно, утвердили поправки в областной бюджет 2025 года.
Информационное агентство «Ригель» уже не раз и не два обращалось к парадоксам бюджета Саратовской области, в котором загадок намного больше, чем ответов на вопросы. Поправки сентября не просто не стали исключением — они продолжили новую тенденцию в работе регионального парламента, правительства и областного министерства финансов.
ИНФОРМАЦИОННАЯ БЛОКАДА ОТ МИНФИНА И ОБЛДУМЫ
Судя по всему, ситуация с областным бюджетом настолько плоха, что минфин перешёл к тактике информационной блокады дорогих саратовцев (прощай, «Открытый бюджет»?).
Дело вот в чём. Ранее за несколько дней до принятия очередных поправок в областной бюджет на портале АСОЗД Саратовской областной Думы (https://sozdp.srd.ru/) публиковался перечень последних внесённых правотворческих инициатив. Среди них всегда был и законопроект о внесении изменений в бюджет.
Редакцию «Ригеля» насторожило то обстоятельство, что перед заседанием облдумы от 20 августа нынешнего года бюджетный законопроект на сайте облдумы документы законопроекта был обозначен, но доступ к нему был предоставлен уже после принятия облдумой бюджетных поправок.
Сейчас — ещё хлеще: на портале АСОЗД по состоянию на 16:00 часов 24 сентября вопрос о внесении изменений в областной бюджет даже не обозначен.

Однако даже из имеющейся в открытом доступе информации от областного минфина выводы напрашиваются крайне тревожные.
Как предлагается изменить бюджет Саратовской области 24 сентября — об этом редакция «Ригеля» расскажет попозже. Пока же предлагаем нашим читателям внимательно посмотреть на изменения предыдущего периода, тем более, что «Ригель» об августовских поправках в бюджет не рассказывал. А там есть, чему подивиться в очередной раз.
КАТАСТРОФИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА В АВГУСТЕ 2025 ГОДА
20 августа 2025 года на внеочередном заседании Саратовской областной Думы VII созыва очередные поправки в бюджет, как и водится, были приняты.
Что характерно (помимо изложенного выше)? Пояснительная записка к законопроекту носила анонимный характер — кто её подготовил, какова должность автора записки — информация об этом на документе отсутствовала.
Поправками от 20 августа изменились доходная и расходная части бюджета.
Доходная часть:
- было (на 23.07.2025 г.) = 185 млрд. 095,6 млн. рублей.
- стало (на 20.08.2025 г.) = 185 млрд. 222,5 млн. рублей (плюс 126,9 млн. рублей).
Расходная часть:
- было (на 23.07.2025 г.) = 202 млрд. 511,7 млн. рублей. ;
- стало (на 20.08.2025 г.) = 203 млрд. 532,5 млн. рублей (плюс 1 млрд. 20,8 млн. рублей).
Месяц назад дефицит регионального бюджета вновь был увеличен:
- было (на 23 июля 2025 г.) = 17 млрд. 416,1 млн. рублей;
- стало (на 20.08.2025 г.) = 18 млрд. 310,0 млн. рублей (плюс 893,9 млн. рублей).
Запомним эту цифру — 893,9 млн. рублей.
Расходная часть бюджета превысила доходную на 893,9 млн. рублей. То есть из общей суммы «бюджетных ассигнований» (она же — расходная часть бюджета) в 1 млрд. 20,8 млн. рублей было изъято 893,9 млн. рублей, которые ушли куда? На увеличение дефицита бюджета.
А как это так?
А очень просто: 893,9 млн. рублей могли быть потрачены только на погашение долгов, кредитов — словом, того, что областной бюджет должен был срочно гасить.
Именно об этом мимоходом сказано в анонимной пояснительной записке, цитата из 11-го абзаца, где мы вновь встречаем те же самые 893,9 млн. рублей: «уточнён верхний предел государственного внутреннего долга области с увеличением банковских заимствований на 894 млн. рублей».

На самом деле, не заимствований, а погашение прежних долгов.
То есть от всех поступлений в бюджет Саратовской области за месяц, с июля по август, на всё про всё в бюджете осталось 126,9 млн. рублей. А где же всё остальное?
ПАДЕНИЕ ДОХОДОВ И ГОСДОЛГ
«Ригель» ранее уже приводил интересные данные от областного минфина.
15 мая, подводя итоги исполнения бюджета за 2024 год, минфин области сообщил, что в прошлом году налоговые и неналоговые доходы региона (то есть деньги, которые область зарабатывает сама) «составили 133,0 млрд. рублей». То есть в среднем (цифра некорректная, но для простоты восприятия информации будем использовать её) ежемесячно в бюджет поступало порядка 11,08 млрд. рублей.
А тут — чуть более 1 миллиарда, из которых реально в бюджете остались ножки да рожки — 126,9 млн. рублей.
На сегодняшнем заседании Саратовской областной Думы министр финансов Саратовской области Ирина Бегинина, со ссылкой на данные Федеральной налоговой службы по Саратовской области, сообщила о падении собираемости областного налога на прибыль на 28% и общем снижении доходной части бюджета на 4,3 млрд. рублей.
Допустим, но при таком раскладе это всё равно не бьётся с приведёнными выше цифрами о средних ежемесячных доходах областного бюджета в 2024 году.
Неужели за каких-то несколько месяцев (по сравнению с 2024 годом) налоговые и неналоговые доходы области упали в 10 раз? Поверить в это сложно, но при желании можно. Но как, почему это произошло? Минфин об этом молчит.
Подозрительно выглядит и состояние государственного долга Саратовской области. По данным областного минфина, он составлял:
- на 1 января 2025 года = 58 млрд. 363,2 млн. рублей;
- на 1 сентября 2025 года = 59 млрд. 177,3 млн. рублей.

Что мы видим?
Госдолг не уменьшается. Дефицит бюджета регулярно увеличивается. Куда уходят деньги из доходной части бюджета — полная неясность: минфин молчит, как убитый.
При этом ещё в августе нынешнего года стало известно о намерении областного правительства взять в долг (на обслуживание государственных долговых обязательств региона) кредитов на 8 млрд 450 млн. рублей.
Дело не в том даже, получила область этот кредит или нет. Тревожит то обстоятельство, что региональному бюджету этот кредит очень нужен, иначе — кирдык!
И это при том, что львиная часть доходов областного бюджета ужеуходит на обслуживание госдолга. Что, в свою очередь, может означать, что на проценты по ранее взятым кредитам из бюджета направляется ежемесячно как минимум 1,5-2,0 млрд. рублей. А то и больше.
ТАК СКОЛЬКО ЖЕ ДЕНЕГ ЕЖЕМЕСЯЧНО ПОСТУПАЕТ В ОБЛАСТНОЙ БЮДЖЕТ?
Вопрос на фоне всего вышеизложенного очень даже не праздный. Приводим несколько просто удивительных цифр.
12 сентября на сайте Министерства финансов Саратовской области была размещена информация о предварительных итогах исполнения областного бюджета за 8 месяцев 2025 года. Оно по состоянию на 1 сентября 2025 года было таково:
- доходы = 118,7 млрд. рублей (в том числе налоговые и неналоговые доходы – 82,0 млрд. рублей);
- расходы = 126,5 млрд. рублей.

Но как такое может быть, если всего лишь десятью днями ранее, на момент принятия очередных поправок в бюджет 20 августа, минфин приводил совсем другие данные:
- доходы = 185 млрд. 222,5 млн. рублей;
- расходы = 203 млрд. 532,5 млн. рублей.
Это вообще как? Если у минфина такое расхождение в базовых бюджетных показателях, стоит ли удивлять всему остальному…
А про сегодняшнее принятие изменений в областной бюджет, которые одобрили 25 облдепов при 5 воздержавшихся, мы расскажем чуть позднее. Вскроем, так сказать, очередные тёмные места так называемого «открытого бюджета Саратовской области». А там ситуация такова, что не просто волосы на голове — лысина дыбом станет!..
Комментарии: