Саратовский городской парк, некогда оазис отдыха для тысяч горожан, вновь превратился в эпицентр скандала. Отключённое освещение, запертые туалеты, пересыхающий пруд с гибнущей рыбой и сокращённый график работы до 8 часов вечера вызвали волну возмущения среди жителей.
САРАТОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПАРК: ГРОМ ГРЯНУЛ В ОЧЕРЕДНОЙ РАЗ
О ситуации вокруг центрального парка культуры и отдыха «Ригель» в конце апреля нынешнего года уже сообщал — всех интересующихся краткой предысторией временной приватизации парка и его возврату в муниципальное лоно мы отсылаем к тексту «Горпарк в Саратове чиновники передавать в аренду больше не будут».
Что характерно? Уже тогда, в апреле, когда стало известно, что Администрация города не планирует продлевать договор аренды парка с ООО «Квартал», комментарий чиновников поражал. Ни слова о прошлом, ни полнамёка о будущем.
В очередной раз гром грянул, когда бывшие арендаторы объявили, что попытки наладить диалог с саратовской мэрией ни к чему не привели, в связи с чем «со 2 сентября мы вынуждены ограничить эксплуатацию туалетов, системы водоснабжения и освещения в парке».
На следующий день главный чиновник Саратова выступает с гневным заявлением, в котором, пытаясь объяснить ситуацию, перекладывая вину на бывшего арендатора, но оставляет без ответа ключевые вопросы: как общественная инфраструктура оказалась в частных руках и почему власти допустили такой кризис?

ГОЛОС ВЛАСТЕЙ: ОБВИНЕНИЯ БЕЗ КОНКРЕТИКИ
Саратовцам городское чиновничество пытается так объяснить возникшую проблему: «Отключение освещения со стороны бывшего арендатора и закрытие общественных туалетов — это не просто инструменты хозяйственного спора, а шаги, которые напрямую затрагивают уровень безопасности и комфорта тысяч горожан, особенно в вечернее время».
Все эти эмоциональные эскапады — это понятно. Но очевидно другое: вместо чётких ответов на вопросы жителей, власти ограничиваются общими фразами.
Почему график работы парка сократили до 8 вечера? По словам столоначальника, это «вынужденный шаг», связанный с риском для здоровья горожан.
Но что именно мешает вернуть свет и открыть туалеты, в чём проблема? Что предлагали бывшие арендаторы и почему городская администрация не шла с ними на диалог — это же интересно! Но нет — о бывших арендаторах в мэрии молчат, как убитые.
Конкретных решений или сроков их реализации озабоченный глава города также не называет.

ЧАСТНЫЕ РУКИ НА ОБЩЕСТВЕННОМ ДОБРЕ
Судя по всему, какое-то время назад годы бывшие арендаторы парка оформили в собственность ключевые объекты инфраструктуры. Это — факт.
Главный чиновник города это вынужден признать :«В 90-х годах бывшие арендаторы городского парка оформили в собственность все ключевые объекты инфраструктуры, что создало препятствия для нормального функционирования парка в настоящее время».
Но как это стало возможным?
Ещё более интересный вопрос: почему муниципалитет, передавая имущественный комплекс парка от арендаторов муниципальному предприятию, не выявил, что системы освещения, автополива и туалеты остались в частных руках? Имущественный комплекс горпарка вообще-то передавался по акту, или просто так, без «юридической казуистики»? Эти вопросы также остаются без ответа.
Издание «Ригель» ранее отмечало, что передача объектов парка в аренду сопровождалась странными обстоятельствами, а сделки, что очень даже не исключено, проводились с нарушением интересов города.
Однако власти предпочитают не называть ни фирму-арендатора, ни её учредителей, ни руководителей, что лишь усиливает подозрения в непрозрачности процесса.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КАТАСТРОФА В ПРУДАХ
Особое беспокойство вызывает состояние трёх парковых прудов. Жители бьют тревогу: водоёмы мелеют, дно заилено, рыба гибнет.
Глава города — слава тебе, Господи! — признаёт проблему: «Отдельное и глубокое беспокойство вызывает экологическое состояние паркового пруда. Даже невооружённым глазом видно, что за последние годы пруд не получал должного ухода».
А вы куда всё это время смотрели? Ответа нет.
Власти обещают привлечь независимых учёных для исследования водоёма и разработки плана его восстановления. Так это надо было делать не вчера и не позавчера, почему тогда даже пальцем не пошевелили? Ответа нет.
Как нет и конкретных сроков или обозначения мер по спасению фауны.
В самом деле почему пруды оказались в таком состоянии? Это — результат бездействия городской администрации или результат коммерческой эксплуатации арендатора? Эти вопросы также остаются без ответа.

КОММЕРЦИЯ ПРОТИВ ГОРОЖАН
Главный чиновник Саратова хмурит брови и топает ножкой, в негодовании восклицая: «Действия коммерсантов, которые на словах декларировали заботу о парке, а на деле пытаются „выжать“ из него последнюю выгоду, идут вразрез с интересами города». Ну, надо же!
Однако попытки свалить вину на арендатора выглядят неубедительно, когда власти сами не могут внятно объяснить, как общественная инфраструктура оказалась в частных руках и долгие годы в оных и пребывала.
И вновь всплывает принципиальный вопрос: почему администрация не провела должной проверки при передаче имущественного комплекса парка муниципальному предприятию? Кто конкретно допустил оформление ключевых объектов парка в частную собственность? Почему до сих пор не названы имена и компании, стоящие за этими сделками, а также чиновники горадминистрации, которым, судя по всему, было очень выгодно это своеобразное «частно-муниципальное» партнёрство?
В самом деле, как ООО «Карусель» смогло оформить в свою собственность (если верить заявлению городской администрации) систему паркового освещения, туалеты и систему автополива?
Эти системы были в собственности города? Тогда как могла в принципе пройти эта своего рода приватизация?
Эти системы были бесхозными и арендатор решил их приватизировать? А Комитет по управлению имуществом с Росреестром что — вот просто так взяли, разрешили и оформили в собственность?
Быть может, арендатор за свой счёт обновил систему освещения, установил туалеты и систему полива и с ведома городской администрации оформил всё это на себя? Если так — это совсем другой разворот!
Но об истории и обстоятельствах этого странного перехода прав собственности мэрия предпочитает общественность не информировать. Несложно догадаться, почему.

ЧТО ДАЛЬШЕ?
Администрация города подала иск против бывшего арендатора, требуя признать его права на инфраструктуру недействительными.
Главный радетель о нуждах горожан заявляет: «Мы оспариваем в суде саму законность регистрации этих прав и будем твёрдо отстаивать позицию, что парк — это достояние горожан, а не коммерческий актив». Очнулся…
Однако повторимся вновь и вновь: громкие заявления не снимают вопросов к самой администрации. Если парк — достояние горожан, почему его инфраструктура столько лет находилась под контролем коммерсантов? И почему власти, зная о проблеме, не решили её раньше, до отключения света, системы автополива и закрытия туалетов?
А пока…
А пока Саратовский городской парк остаётся заложником непрозрачных сделок и чиновничьей безответственности. Администрация продолжает винить арендатора, но не спешит рассказывать, как и почему общественное достояние оказалось в частных руках.
Заметьте: на протяжении многих лет, при разных мэрах, разных составах городской администрации, разных временах на Первомайской, 78 неизменно одно — абсолютная неготовность признавать свои ошибки.
Виноват кто угодно — погода, пятна на Солнце, нерадивые горожане, областное правительство, да хоть чёрт лысый, но только не мэрия! Так и сейчас — виноваты алчные коммерсанты. А мэр со своими присными — они аки белые ангелы. Правда, крыльев за спиной не наблюдается.
… Как верно заметил в своё время Бенджамин Франклин, «тот, кто хорошо умеет находить оправдания своим неудачам, вряд ли умеет хорошо делать что-то другое».
А ведь лучше-то, Михаил Александрович, и не скажешь!..

Комментарии: