Из-за введённых президентом США Дональдом Трампом умопомрачительных торговых тарифов (пошлин) главным пострадавшим, безусловно, может считаться Китай, совокупная пошлина для импорта продукции которого в США с 9 марта составила 104%. Не получится ли так, что компенсировать сокращение экспорта в США Китай будет пытаться наращиванием поставок в Россию и как это может отразиться на российской экономике? В вопросе попытались разобраться эксперты агентства РБК.
СКОЛЬКО КИТАЙ МОЖЕТ ПОТЕРЯТЬ?
Экономисты агентства «Блюмберг» подсчитали: повышение тарифов США в отношении китайских товаров означает, что импорт китайских товаров в США (около $439 млрд в 2024 году) в следующие 24 месяца может сократиться на 80%, то есть примерно на $350 млрд. — до $89 млрд.
Для Китая это эквивалентно потере около 2% ВВП, однако итоговый минус будет меньше, порядка около 1,5% (за счёт переориентации экспорта на новые рынки и стимулирования внутреннего спроса).
Согласно соображениям агентства «Блюмберг», производители из Китая могут попробовать нарастить экспорт в страны БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР), но дело в том, что ёмкость рынка БРИКС, очевидно, не будет достаточна: в совокупности импорт этих стран из Китая лишь немногим превышает $200 млрд в год и в ближайшие годы скорее будет стабильным.
Опрошенные РБК эксперты полагают, что китайские поставщики будут стараться перенаправить потоки в США через третьи страны, как это уже было в 2018–2019 годах, во время «тарифного похода» Трампа против Китая во время его президентства 2017-2021 годов.
ЧЕМ КИТАЙ МОЖЕТ КОМПЕНСИРОВАТЬ СОКРАЩЕНИЕ ЭКСПОРТА В США?
Китай, безусловно, будет стремиться «пристроить» выпадающие экспортные объемы, чтобы не допустить закрытия своих производств, ориентированных на внешний рынок. Однако надо помнить, что серьёзная промышленная и высокотехнологичная продукция поставляется из Китая в США по долгосрочным контрактам с фиксированной ценой закупки.
Это значит, что дополнительные расходы на территории США являются проблемой больше не китайских поставщиков, а их американских корпоративных покупателей, у которых есть обязательства перед китайскими экспортёрами по поставкам.
Сегодня, по сути, существенной альтернативы китайской продукции в США нет. Поэтому ожидается, что, скорее всего, просто произойдёт значительный рост цен на эту продукцию, а не отказ от неё.

Почему рынки стран БРИКС не смогут компенсировать Китаю его экспортные поставки?
Дело в том, что рынки этих стран очень разные — какие-то из них для Китая могут быть более привлекательными, какие-то — менее. Но факт в том, что если китайские товары уйдут с американского рынка и, возможно, не попадут на европейский, то проблема сбыта товаров, которые будут предназначены для этих больших рынков, реально будет существовать.
РОССИЯ — КАК РЕЗЕРВНАЯ ТЕРРИТОРИЯ КИТАЙСКОГО ЭКСПОРТА?
Ряд опрошенных агентством РБК экспертов полагает, что Китай действительно переориентирует экспорт из-за тарифных войн с США и ЕС, но Россия — лишь один из рынков наряду с Юго-Восточной Азией, Африкой и Латинской Америкой.
Акцент, будет делаться Китаем на некоторые страны БРИКС, особенно Индию, Бразилию и Саудовскую Аравию, где Китай наращивал инвестиции и объёмы торговли.
По мнению представителя «Опоры России» в КНР (провинция Гуандун) Илоны Горшеневой-Долунц, есть потенциал наращивания поставок в Россию следующих китайских товаров:
- промышленного оборудования и комплектующих (в рамках замены европейских и американских поставщиков);
- автомобилей и запчастей;
- электроники и бытовой техники;
- одежды и товаров повседневного спроса;
- зелёных технологий.
При этом надо понимать, что в условиях потенциального сокращения американского экспортного рынка китайским поставщикам потребуются прежде всего найти новые рынки для экспорта электроники ($130 млрд. годового экспорта в США) и промышленного оборудования ($100 млрд).
Да, в США из Китая массово поставляли бытовую электронику и оборудование, но не факт, что они будут пользоваться спросом в России.

КАК РОСТ КИТАЙСКИХ ПОСТАВОК МОЖЕТ ПОВЛИЯТЬ НА РОССИЙСКУЮ ЭКОНОМИКУ?
Теоретически в случае волны дешёвых китайских поставок российские власти могут принять защитные меры — у России, как у члена ЕАЭС (Евразийского экономического союза), есть широкий ассортимент специальных защитных мер, в том числе антидемпинговых. Но есть проблема.
Принятие таких мер требует времени — есть процедуры, на которые можно потратить от нескольких месяцев до года. В принципе Россия должна быть готова к перетоку товаров любого происхождения, поскольку с аналогичной ситуацией столкнутся все страны, которые не договорятся с США и будут вынуждены искать другие рынки.
А ситуацию в отдельных отраслях, считает профессор Российской экономической школы (РЭШ) Олег Шибанов, нужно будет отслеживать и защищать в случае необходимости.
Глава ЦБ Эльвира Набиуллина 8 апреля сообщила, что регулятор оценит, как масштабные пошлины США на импорт из стран мира повлияют на российскую экономику. По её мнению, основным каналом влияния может стать снижение цен на нефть.
ОТ СИТУАЦИИ РОССИЯ МОЖЕТ ПОЛУЧИТЬ НЕМАЛЫЙ ПЛЮС
В принципе, увеличение китайского экспорта в Россию имеет и свой плюс. Главный экономист «Т-Инвестиций» Софья Донец об этом говорит так:
— Не силой же Китай будет вталкивать в Россию свой экспорт. Если он придёт в Россию, значит, будет конкурировать. Если будет конкурировать, значит, будет это делать в цене.
В целом, считает Софья Донец, нельзя сказать, что увеличение китайского экспорта каким-то образом будет мощно менять российский рынок.
Дело в том, что импорт в Россию — это достаточно диверсифицированный рынок. Это 50 на 50 инвестиционные и потребительские товары, в них внутри много электроники, техники, но в целом — это достаточно большой круг товаров. То есть это всё-таки рынок спроса, рынок потребителя, рынок покупателя, а не поставщика, который диктует свои условия, в том числе ценовые.
Это означает, что вряд ли Россию «зальёт» новым китайским импортом, тем более, что покупатель сейчас достаточно осторожен (в связи и с замедлением роста зарплат, и с дорогими кредитами). А те, кто работает на импортозамещение, скорее, будут продолжать этот курс, поскольку импортозамещение стимулируется другими, более стратегическими факторами.
Вывод Софьи Донец в связи с нынешней ситуацией предельно оптимистичен:
— Ранее на сближение с Китаем нас толкали геополитические санкции. Сейчас это приобретает какое-то новое дыхание — ещё больше в объятия друг друга нас толкает виток торговых войн. От первого витка мы точно не проиграли. Мы видели, как рынок перестраивался на паритетной, партнёрской основе с Китаем. Новая волна санкций — это скорее про эффективную конкуренцию.

СПРАВКА
Китайские поставки товаров в Россию в 2024 году включали:
$27 млрд. — оборудование и механические устройства;
$25,5 млрд. — транспортные средства (в том числе $15,2 млрд.— легковые автомобили).
Надо помнить о том, что на торговые объёмы в этот период обычно влияет китайский Новый год. А, кроме того, в феврале 2024 года было на один день больше.
Тем не менее, экспорт Китая во все страны в январе-феврале 2025 года возрос на 2,3% в годовом выражении. А за тот же период экспорт КНР в Россию сократился на 10,9% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года ($14,96 млрд. против $16,79 млрд. в 2024 году).
Комментарии: