6 января «Ригель» опубликовал статью, вызвавшую большой интерес наших читателей — «Скандал: тарифы на электроэнергию могут быть повышены в 2-3 раза». В текста рассказывалось о фразе заместителя министра энергетики РФ Евгения Грабчака (что тарифы на электроэнергию в России могут поднять в 2-3 раза), о том, когда Грабчак это сказал, и что он сказал на самом деле.
Тема получила своё продолжение. Телеграм-канал «Proeconomics» решил подключиться к её обсуждению. Авторы канала напомнили о работе генерального директора Института проблем энергетики, доктора технических наук, профессора Булата Нигматуллина. Работа называется знаково: «О сравнении цены на электроэнергию в России с другими странами» и была опубликована в апреле 2023 года.
Смысл работы заключается в том, что в России электроэнергия и так дорогая — тарифы на неё надо снижать как минимум на 33%, оптимально — на 50%. Аргументация профессора в пользу снижения тарифов такова.
В России в 2021 году затраты конечных потребителей электроэнергии в долях ВВП были одними из самых высоких и составляли 4,2%. А в 8 странах (без Китая), у которых электроёмкость ВВП была выше, чем в России, эти затраты составляли 2,8%, или на 33% ниже. Таким образом, оптимальные затраты российских конечных потребителей электроэнергии в долях ВВП должны быть снижены минимум на 33%, а оптимально на 50%, как в США (с учётом более низкой электроёмкости ВВП в этой стране).
Ситуация с ценообразованием в российской электроэнергетике, по мнению профессора Нигматуллина, является парадоксальной: при наличии порядка 40 ГВт лишних установленных мощностей в стране (что составляет 15% от совокупных мощностей) цена на электроэнергию только растёт.
Основная причина — непомерные аппетиты и лоббистские возможности собственников и топ-менеджеров генерирующих и сетевых компаний и отсутствие каких-либо ограничителей со стороны Минэнерго, Минэкономики и Федеральной антимонопольной службы.
Плюс — также слабое (или никакое) противодействие Минпромторга, Минобороны, Минтранса, Минсельхоза и других отраслевых министерств, представляющих интересы потребителей электроэнергии.
В обоснование необходимости роста тарифов всегда используется излюбленный аргумент, что в России по сравнению с другими странами якобы низкий тариф на электроэнергию, низкая цена углеводородного топлива и т.д.
Почему цены низкие? А потому, что, к примеру, цены на электроэнергию в рублях пересчитывается в доллары по валютному курсу Центробанка, что является вопиющим экономическим невежеством.
Борис Нигматулин показывает, что и первичные (углеводородные) энергоносители в России уже дороже, чем в США, если сравнивать их по паритету покупательной способности, ППС (в ценах 2021 года). И потому в России надо снижать не только цену на электроэнергию, но и внутренние цены на газ, нефть и уголь.
«В России и США по 2014 год включительно наблюдался определённый паритет цен на сырую нефть. Однако, начиная с 2015 года, в России эти цены начали существенно расти: с 523 $ППС до 1391 $ППС (2021 г.) за 1 тонну сырой нефти, а в среднем оказалась равной 970 $ППС.
В США — наоборот: цена нефти заметно упала и в среднем оказалась равной 423 $ППС. Таким образом, в период 2015–2021 годов в России 1 тонна сырой нефти была в 2,3 раза дороже, чем в США. Особенно сильно подорожала нефть в России в 2021 г. — почти на 40%, а по отношению к США её цена стала выше в 2,8 раза.
В России в 2021 году по сравнению с США цены на природный газ были выше в 1,1 раза, на энергетический уголь — в 2,7 раза, на нефть — в 2,8 раза.
Сравнение тарифов 2021 года на электроэнергию в США, России и 8 странах, где электроёмкость ВВП выше, чем в России для домохозяйств и промышленности по $ППС ВВП показывает следующее.
Видно, что в России по сравнению с США и 8 странами с более высокой электроёмкостью ВВП тариф для домохозяйств выше всего на 14%, а для промышленности разница огромная — выше почти в 3 и 2 раза соответственно.
В России даже при перекрёстном субсидировании промышленностью цен на электроэнергию для домашних хозяйств (из-за низкой платежеспособности населения) цены для домохозяйств ниже, чем в промышленности в 1,3 раза, а в США, наоборот, в 1,9 раз выше.
Так и должно быть, потому что затраты на передачу электроэнергии для населения значительно выше — передача происходит по более длинному плечу (дополнительно ещё через распределительные сети более низкого напряжения) чем для промышленности.
Профессор Нигматуллин сравнивал и затраты в долях ВВП на вторичные энергоносители в России, Германии и США по состоянию на 2021 год. И получалось, что затраты российских потребителей выше, чем в Германии и США:
- на тепловую энергию — в 7,4 и 5,2 раза соответственно;
- на нефтепродукты — в 1,4 и 1,2 раза;
- на электроэнергию — в 1,3 и 2,2 раза.
В России затраты конечных потребителей на вторичные энергоносители выше в 1,6 раз, чем в Германии и в 1,9 раза, чем в США.
Из чего профессор Нигматуллин делает вывод: в новой версии Энергетической стратегии России должны быть обсуждены механизмы снижения цен внутри страны на первичные энергоносители: природный газ, энергетический уголь и нефть.
Однако противники теоретических расчётов российского учёного предпочитают его работы не замечать, а диалог вести (если таковой вообще бывает) по принципу «сам дурак».
Ещё раз напомним, что работа Булата Нигматуллина «О сравнении цены на электроэнергию в России с другими странами» была опубликована в апреле 2023 года.
Комментарии: