Она умерла в в возрасте 100 лет, в саратовском селе Звонаревка Марксовского района, став одним из символов Великой Победы. О смерти знаменитой регулировщицы Победы, легендарной Марии Филипповны Лиманской сообщили все федеральные СМИ.
С 1942-го она прошла три года дорогами войны, видела гибель и ужас вокруг. Дошла до Берлина в победном 45-м. И там, регулируя движение у Бранденбургских ворот, в тот памятный майский день попала в кадр известного советского военного фотокореспондента Евгения Халдея. Этот кадр облетел весь мир и сегодня уже стал легендой. Именно после этого события во многих отечественных и зарубежных публикациях ее стали называть Бранденбургская Мадонна…
О жизни Марии Филипповны Лиманской написано немало статей, снято много документальных и телевизионных фильмов. «Ригель» же расскажет о малоизвестном факте ее биографии, который о многом говорит, и прежде всего о несгибаемом характере и воле Лиманской. А дело было так.
В Берлине регулированием движения занимались тогда шестеро советских девушек-регулировщиц. Лиманская с подругами даже оставили свои автографы на стенах Рейхстага, как тогда было принято. А ведь до 9 мая бои шли на окраинах Берлина, и на глазах Марии один снаряд долетел даже до центра и ранил нескольких солдат.
…Знаменитая Потсдамская конференция победителей проходила в пригороде Берлина летом 1945 года. К тому времени Мария Лиманская продолжала исполнять свои служебные обязанности регулировщицы, и получалось это у нее отлично. Поэтому задорной девушке оказали высочайшее доверие и поставили с флажками прямо на подъезде к дворцу Цецилиенхоф – именно там собиралась «большая тройка» лидеров СССР, США и Великобритании. Этот эпизод своей биографии Мария запомнила очень хорошо, шутка ли – не каждый день ты сможешь увидеть самого Черчилля. Британский премьер ехал мимо поста регулировщицы в сопровождении трех мотоциклистов и легкового автомобиля. Очевидно, внимание Уинстона Черчилля привлекла бойкая красавица в ладной гимнастерке советского образца. И он приказал остановить возле нее машину. — У нас инструкция была такая: никого не останавливать, ничего не проверять… Но сердце замерло, когда машина остановилась. Я подошла, козырнула, увидела Черчилля с сигарой в зубах. Он спросил: „Не обижают наши военные?“. Американские и английские посты стояли рядом, в их составе одни мужчины. У наших – девушки. Ответила ему: „Пусть только попробуют!“. У меня, кстати, на боку в тот момент пистолет был, — с улыбкой вспоминала этот эпизод Мария. Так великий британец получил урок: русским девушкам не страшны никакие западные военные!

Еще одна легенда Великой Отечественной ушла от нас. Но память об этой простой женщине будет жить вечно в нас, в ее многочисленных потомках и будущих поколениях россиян.
Светлая Вам память, Мария Филипповна Лиманская!
Комментарии: