Об этом днем ранее сообщила пресс-служба правительства Саратовской области. Постановление «О запрете выхода граждан на лед водных объектов» № 1082-П подписал губернатор Роман Бусаргин 8 ноября.
Согласно ему, с 25 ноября по 25 декабря 2022 года и с 15 марта по 20 апреля 2023 года гражданам запрещается выход на лед на водных объектах. Нарушителей будут карать штрафом в 2000 рублей. После 25 декабря и, видимо, до 15 марта на лед можно будет выходить бесплатно, кроме тех мест у водоемов, где будут стоять запрещающие знаки.
Мотивом для принятия стало исполнение пункта 8.4 правил охраны жизни людей на водных объектах, прописанное в постановлении правительства региона от 15 января 2013 года, в целях безопасности людей на водных объектах Саратовской области и предупреждения их гибели. Контролировать исполнение документа должен зампред, министр строительства и ЖКХ Павел Мигачев. Мы выясняли, что с этим постановлением не так.
Самое логичное, что можно найти в этом подзаконном акте – это назначение ответственным зампреда, министра строительства и ЖКХ Мигачева. Логичное, потому что должности двух зампредов пока вакантны и выбора у губернатора особо не было. Три других действующих зампреда – министры сельского хозяйства, образования, а также промышленности и энергетики, подходят на эту роль еще меньше – это совсем другие сферы. Все остальное кажется оторванным от реальности.
Постановление принято в целях безопасности людей для предупреждения их гибели, а также исполнения другого подзаконного акта, принятого в 2013 году. То есть почти десять лет областные власти игнорировали собственный подзаконный акт, который должен был способствовать сбережению жизней: десятки или даже сотни рыбаков за это время утонули в водоемах во время зимней рыбалки на тонком льду. Напомним, население региона последние годы активно сокращается.
Если следовать букве закона, то водный объект, на который запрещено выходить саратовцам с 25 ноября, согласно Водному кодексу РФ, «это сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима». Других определений водных объектов в российском законодательстве нет, мы не нашли даже разъяснений Верховного суда на эту тему.
То есть водный объект – это любой водоем, включая глубокую лужу на дороге или даже каток (лед – одно из состояний воды). Допустим, замерзла вода в середине декабря в луже на тротуаре, человек решил прокатиться по льду на поверхности лужи, а тут полицейский рядом – получите штраф в 2000 рублей и распишитесь!
Что еще не продумано при принятии постановления – это сроки. Фактически, действие этого подзаконного акта – до 20 апреля. Затем, к следующей зиме обновлять его с новыми сроками действия, переписывать так, чтобы он действовал бессрочно или дальше игнорировать безопасность жизни людей.
Здесь также не продуманы варианты, если зима начнется значительно раньше 25 декабря, вода на Волге замерзнет и рыбаки потянутся на рыбалку. Смогут ли ответственные чиновники и силовики в этом случае перекрыть доступ ко всем водоемам в регионе и все берега Волги? Аналогичная ситуация и с весенней распутицей, которая может начаться значительно позже, чем 15 марта и рыбаки будут продолжать выходить на лед. Такую ситуацию сложно контролировать и она может вызвать конфликты между рыбаками и госструктурами, которые должны будут надзирать за исполнением постановления.
Кроме того, штраф фактически вводит платную процедуру выхода на лед в открытых источниках воды в запрещенные для этого места всю зиму, кроме водоемов, где это будет разрешено в срок с 25 декабря по 15 марта, то есть, менее трех месяцев в году. Более спорных и непроработанных законопроектов мы не встречали со дня запрета запуска беспилотников (под который подпадают даже воздушные змеи), или перевода часов по сравнению с московским временем.
Комментарии: