Сегодня, 6 ноября 2024 года, депутаты Саратовской областной Думы одобрили поправки в региональный бюджет, внесённые на рассмотрение облдумы 1 ноября.
Бюджет области предлагается значительно увеличить за счёт того, сообщает сайт областного правительства, что в результате корректировки налоговые и неналоговые доходы областного бюджета (а это деньги, которые область зарабатывает сама, без помощи из федерального бюджета) на 2024 год увеличиваются в целом на 1,2 млрд. рублей. Часть средств высвобождается в результате экономии.
Таким образом, параметры областного бюджета с 6 ноября 2024 года принимают такой вид: доходы = 181 млрд. 089,5 млн. рублей, расходы = 192 млрд. 081,9 млн. рублей.
НА ЧТО ПОЙДУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ДОХОДЫ?
На что пойдут скорректированные 1,2 млрд. рублей? Для начала приведём официальные данные. Вот что о дополнительных расходах в своём телеграм-канале сообщает губернатора Роман Бусаргин:
- 917 млн. рублей: на заработную плату учителям и работникам детских садов;
- 68,2 млн. рублей : на заработную плату работникам детских школ искусств и Саратовского областного колледжа искусств;
- 342,8 млн. рублей: на строительство и приобретение оборудования для поликлиник в микрорайоне «Звезда», микрорайоне «Шурова гора» и пос. Озинки;
- 2,5 млн. рублей: на приобретение оборудования для пищеблока школы № 2 им. Тихонова, где идёт масштабная реконструкция;
- 27,3 млн. рублей: на охрану государственных образовательных и культурных учреждений;
- 29,6 млн. рублей: на приобретение вакцины от коронавируса, гриппа, ротавирусной инфекции (для иммунизации недоношенных детей), пневмококковой инфекции;
- 106,1 млн. рублей: на бесплатное лекарственное обеспечение лиц, страдающих сахарным диабетом.
Большой блок поправок в бюджет, замечает Роман Бусаргин, касался различных мер поддержки, в том числе тех, которые реализуются первый год. Это помощь многодетным семьям, молодым специалистам, спортсменам и студентам, обучающимся по целевому направлению на педагогических и медицинских специальностях. А именно:
- 52,6 млн рублей: на оплату детских садов для многодетных семей;
- 14,3 млн. рублей: на единовременную денежную выплату молодым специалистам, работающим в промышленном секторе;
- 26 млн. рублей: на выплаты регионального материнского капитала;
- средства на увеличение числа студентов-целевиков по педагогическим специальностям, которые получают дополнительную стипендию из бюджета в 10 тысяч рублей;
- 10 млн. рублей: на поддержку районных газет;
- 30 млн. рублей: на поддержку профессиональных спортивных команд. Гранты получат гандбольный клуб «СГАУ-Саратов», хоккейный клуб «Кристалл» и ПФК «Сокол»;
- 2 млн. рублей: на оплату целевого обучения в ординатуре 15 студентам, поступившим в этом году;
- 1,1 млн рублей: на выплаты призерам летних Паралимпийских игр 2024 года и их тренерам: за серебряную медаль — 400 тысяч рублей для атлета и 320 тысяч рублей для наставника, за бронзовую — 199 тысяч и 159 тысяч рублей соответственно;
- средства на организацию поездки в Казань 75 учащихся, которые были награждены стипендией губернатора.
Суммируя все эти цифры, получаем сумму дополнительных расходов в ноябре 2024 года примерно на 1 млрд. 629,5 млн. рублей.
БЮДЖЕТНЫЕ НЕСТЫКОВКИ
Но позвольте! Прибавка в доходную часть бюджета в результате корректировки обозначена в 1,2 млрд. рублей. Откуда же взялись дополнительные 429,5 млн. рублей?
В пресс-релизе областного правительства о ноябрьских поправках в региональный бюджет, в частности, сказано: «Согласно корректировкам налоговые и неналоговые доходы областного бюджета на 2024 год увеличиваются в целом на 1,2 млрд. рублей. Часть средств высвобождается в результате экономии. Так, в текущем году, несмотря на дефицит областного бюджета, большую часть года удалось пройти без привлечения банковских заимствований. Ассигнования на их обслуживание сокращаются [до 1,1 млрд. или на 1,1 млрд. рублей — здесь в правительственном пресс-релизе пропущен предлог — «Ригель»] 1,1 млрд. рублей. Расходы возрастут суммарно на 1,6 млрд. рублей».
То есть в бюджете есть экономия, которая образовалась в результате обслуживания взятых ранее областным бюджетом банковских кредитов, расходы на обслуживание которых сократилось… То ли до, то ли на 1,1 млрд. рублей.
Судя по всему, расходы на обслуживание госдолга сократились до 1,1 млрд. рублей. Тогда, видимо, и получается, что с увеличением бюджета от дополнительных доходов (на 1,2 млрд. рублей) и уменьшением расходов на обслуживание госдолга общий плюс как раз составляет обозначенную правительством области сумму ноябрьских дополнительных расходов в 1,6 млрд. рублей.
ЗАГАДКИ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА
Обратим внимание на два непонятных момента. Сказано, что увеличение расходной части бюджета произошло, несмотря на дефицит областного бюджета. А каков он, этот дефицит? Губернатор об этом молчит. Глава областного минфина — тоже.
Однако в сопроводительной записке к проекте закона от 1 ноября скромно сказано: дефицит бюджета Саратовской области с ноября 2024 года будет составлять 10 млрд. 992,4 млн. рублей.
Стоит напомнить, как менялся дефицит областного бюджета в последние годы, о чём «Ригель» уже не раз рассказывал. А менялся он так:
- Ноябрь 2023 года: дефицит бюджета Саратовской области составляет 19 млрд. 838,9 млн. рублей.
- Изменениями в бюджет, внесёнными в областную думу правительством области 19 декабря 2023 года, минфин обозначает резкое сокращение дефицита бюджета до 1 млрд. 667 млн. рублей.
- Изменениями в бюджет, внесёнными в областную думу правительством области 24 января 2024 года, минфин обозначает увеличение дефицита бюджета до 5 млрд. 664,3 млн. рублей.
- Изменениями в бюджет, внесёнными в областную думу правительством области через неполных два месяца, 1 марта 2024 года, минфин обозначает увеличение дефицита бюджета до 8 млрд. 096,1 млн. рублей.
- С ноября 2024 года дефицит вырастает ещё почти на 3 миллиарда и будет составлять 10 млрд. 992,4 млн. рублей.
Иначе говоря, несмотря на весь оголтелый оптимизм в речах чиновников, несмотря на все официально заявленные попытки сокращения дефицита бюджета, разрыв между доходной и расходной частью бюджета продолжает расти со скоростью порядка 1 миллиарда в месяц, а иногда — и быстрее.
Говорим ещё более просто: область расходует больше денег, чем реально зарабатывает.
А для чего понадобилось увеличивать дефицит бюджета, расскажем в самом конце текста.
О ЧЁМ ЕЩЁ УМОЛЧАЛИ ГУБЕРНАТОР И ДЕПУТАТЫ
Ещё раз обратимся к пресс-релизу областного правительства относительно ноябрьских поправок в региональный бюджет и попытаемся ответить на очень важные вопросы, которые возникли у «Ригеля».
Вновь напомним: общие затраты на социальные статьи в облбюджете в ноябре составят 1 млрд. 629,5 млн. рублей при общем увеличении доходов на 1,2 млрд. рублей. Нехватка 429,5 млн. рублей, судя по всему, перекрывается суммой, которая образовалась в результате экономии на обслуживании государственного долга области.
При этом есть ещё одна важная строка дополнительных расходов. Пресс-релиз правительства сообщает об этом предельно лаконично: «Резервный фонд станет больше на 500 млн. рублей».
Но ведь дополнительные расходы в ноябре составят порядка 1,63 млрд. рублей и 500 миллионов в допрасходах не обозначены. А вместе с увеличением Резервного фонда областного правительства дополнительные расходы в ноябре увеличиваются примерно до 2 млрд. 130 млн. рублей.
Откуда, из какого загашника взялись деньги на увеличение Резервного фонда на 500 миллионов? Ответ дадим чуть ниже, а пока зададимся очередными вопросами.
Как часто расходуются средства из Резервного фонда областного правительства и конкретно на что? Отчётов минфина или губернатора Бусаргина об этом редакция «Ригель» припомнить не могла, а потому берёт этот вопрос себе на заметку.
Кстати, увеличение Резервного фонда на 500 миллионов — факт отрадный, но каков общий объём фонда? Ни губернатор Бусаргин, ни областной минфин об этом ничего говорят.
Однако из текста поправок в бюджет (с. 27) узнаём искомую цифру: 5 млрд. 196 млн. 860,7 тыс. рублей. А до увеличения на пол-лярда, бюджет фонда, стало быть, составлял 4 млрд. 696 млн. 860,7 тыс. рублей.
РЕЗЕРВНЫЙ ФОНД ОБЛАСТНОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА КАК ПОВОД ДЛЯ ПЕССИМИЗМА
Заметим, что поправки в областной бюджет разрабатываются Министерством финансов Саратовской области и принимаются в облдуме ежемесячно. И каждый раз в краткой справке минфина, в пресс-релизах правительственных чиновников и депутатов облдумы мы видим бравурные перечисления того, как всё хорошо, как увеличивается бюджет и на что дополнительные средства будут направлены.
Расходы на социальные проекты, вроде бы, большие. Их перечень можно видеть каждый месяц, с принятием очередных поправок в бюджет. И так продолжается не один год. Казалось бы, в улучшение жизни саратовцев вбухано столько, что область уже могла превратиться в нечто типа Швейцарии.
Но этого почему-то не произошло. Зато происходит другое.
Отчёты Счётной палаты Саратовской области и Контрольно-счётной палаты Саратова из года в год повторяют одно и тоже: неэффективность расхода бюджетных средств, нецелевое использование бюджетных средств, а то и откровенное воровство — ничем не подтверждённый расход бюджетных денег.
Последний, но очень принципиальный вопрос: откуда в областном бюджете взяли 500 млн. рублей на увеличение бюджета Резервного фонда?
Ответ может быть только один — за счёт увеличения дефицита областного бюджета. Судите сами.
Дополнительные расходы в результате допдоходов бюджета и его экономии составили сумму порядка 1 млрд. 630 млн. рублей. При этом, несмотря на все доходы и экономию, дефицит бюджета с ноября почему-то вырастает почти на 3 млрд. рублей (плюс 35,77%).
Казалось бы, с увеличением бюджета Резервного фонда с 4 млрд. 696 млн. 860,7 тыс. рублей ещё на полмиллиарда можно было бы подождать. Но нет!
ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА — ЗАЧЕМ ЕГО НАДО БЫЛО ТАК РЕЗКО УВЕЛИЧИВАТЬ?
Но и это ещё не всё.
Сегодня же губернатор Саратовской области Роман Бусаргин выразил благодарность областным депутатам за то, что они поддержали очередные инициативы областного правительства.
Общая сумма финансирования тех или иных муниципальных нужд (затрат необходимых, спора нет) тянет на 251,4 млн. рублей.
Это и 100 млн. рублей Саратову на расселение жильцов из общежития на Привокзальной площади. Это ещё 110 млн. Саратову на приобретение реагентов для обработки улиц в зимний период и дополнительной техники. Это и 13,8 млн. рублей на ремонт для школы в пос. Дубки.
Часть денег будет направлена из областного бюджета, часть — из упоминавшегося выше Резервного фонда областного правительства, как, например, 7,6 млн. рублей на восстановление здания администрации Александрово-Гайского района, о чём губернатора слёзно просил новый глава района Сергей Зюзин, бывший министр территориальных отношений региона (оставшаяся часть необходимой суммы в 21,2 млн. рублей заложена в бюджет следующего года).
Вместе с уже обозначенными расходами получаем следующие цифры по дополнительным расходам областного бюджета ноября:
- финансирование социальных программ: 1 млрд. 629,5 млн. + 251,4 млн. = 1 млрд. 880,9 млн. рублей;
- пополнение бюджета Резервного фонда областного правительства = 500 млн. рублей;
- выплата 20 ноября 40-процентного номинала и купонного дохода по облигационному займу Саратовской области 2017 года = 2 млрд. 161,6 млн. рублей.
Итого: 4 млрд. 542,5 млрд. рублей.
Дополнительный доход и экономия на ноябрь составляет 1 млрд. 630 рублей.
Разница составляет 2 млрд. 913 млн. рублей.
Теперь понятно, почему так вроде бы неожиданно дефицит бюджета Саратовской области был увеличен на 2 млрд. 896,3 млн. рублей?
При чём здесь облигационный займ? А при том.
И это не наша фантазия. Когда в ноябре 2022 года надо было выплачивать 30-процентный номинал и купонный доход всё по тому же облигационному займу (в сумме 1 млрд. 903,85 млн. рублей), денег в бюджете Саратовской области на это уже не было. И тогда Министерство финансов области взяло в федеральном минфине бюджетный кредит, часть средств которого и была направлена на эту выплату, о чём «Ригель» в своё время сообщал.
Сегодня же, судя по всему, с бюджетными кредитами дело обстоит сложнее. Поэтому и было решено резко увеличить дефицит областного бюджета. А заодно, под шумок, на полмиллиарда увеличить и бюджет Резервного фонда Правительства Саратовской области.
Итог печальный: расходы на последнюю выплату по облигационному займу превысила все расходы на финансирование социальных программ: 2 млрд. 161,6 млн. рублей против 1 млрд. 880,9 млн. рублей!
Если так дело пойдёт и дальше (а поводов для оптимизма с годами больше не становится), то ясно: швейцарское благополучие жителям Саратовской области в ближайшем будущем явно не грозит…
Комментарии: