8 мая в Саратовскую областную Думу из областного правительства поступил на рассмотрение законопроект о внесении очередных изменений в региональный бюджет. Депутаты областного парламента предлагаемые изменения приняли сегодня, 15 мая, на 33-ом внеочередном заседании.
Изменения в бюджет, как всегда, готовятся профильным ведомством — Министерством финансов Саратовской области. Ничего нового в мае не произошло — тот же минфин во главе с Ириной Бегининой готовит новые изменения. Нового не случилось и в том, что разночтения в цифрах вызывают оторопь.
Поэтому мы не станем перечислять статьи расходов, на которые будут направлены дополнительные средства, поступившие в областной бюджет. Необходимо разобраться с базовыми показателями, сравнив их с теми изменениями, которые областной минфин предлагал месяц назад, при внесении в бюджет очередных изменений.
ДОХОДНАЯ ЧАСТЬ БЮДЖЕТА
Согласно плановым изменениям в бюджет, которые облдепы приняли в апреле нынешнего года, доходная часть бюджета области составляла 162 млрд. 692 млн. 400 тыс. рублей.
В пояснительной записке к майским изменениям Ирина Бегинина указывает, что в доходах облбюджета учтены целевые поступления на 314,7 млн. рублей.
Несложный подсчёт: к апрельским данным плюсуем предлагаемое увеличение бюджета в мае. Получается, что доходная часть бюджета в мае должна составить 163 млрд. 007 млн. 100 тыс. рублей. А у минфина эта цифра значительно больше — 165 млрд. 807 млн. 100 тыс. рублей.
Разница в плюс составляет 2 млрд. 600 млн. рублей.
Откуда взялись в бюджете эти деньги, Ирина Бегинина не поясняет. Банковские заимствования? Казначейские кредиты?
РАСХОДНАЯ ЧАСТЬ БЮДЖЕТА
Согласно плановым изменениям в бюджет, которые облдепы приняли в апреле нынешнего года, расходная часть бюджета области составляла 170 млрд. 989 млн. 800 тыс. рублей.
В пояснительной записке к законопроекту Ирина Бегинина поясняет: расходы областного бюджета вырастут на 2 млрд. 209 млн. 900 тыс. рублей.
Делаем аналогичный подсчёт: к апрельским данным плюсуем предлагаемое увеличение расходной части бюджета в мае. Получается, что расходная часть бюджета в мае должна составить 173 млрд. 199 млн. 700 тыс. рублей. А у минфина эта цифра значительно больше — 177 млрд. 999 млн. 700 тыс. рублей.
Разница в плюс составляет 4 млрд. 800 млн. рублей.
Откуда в бюджете появятся эти деньги, Ирина Бегинина также подробно не поясняет.
Мы же из этого делаем предположение: все эти непонятные выкрутасы с доходно-расходной частью обязательно должны отразиться на объёме дефицита областного бюджета и на размере государственного долга. Так и есть!
ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА
Согласно плановым изменениям в бюджет, которые облдепы приняли в апреле нынешнего года, дефицит бюджета области составил 8 млрд. 297 млн. 400,0 тыс. рублей.
Из майских изменений в бюджете несложно сделать подсчёт: расходная часть бюджета превышает доходную на 12 млрд. 192 млн. 600 тыс. рублей. И здесь подсчёт «Ригеля» копейка в копейку совпадает с данными Министерства финансов Саратовской области. Именно такой дефицит регионального бюджета минфин и предлагал депутатам областной Думы утвердить в мае.
Таким образом, рост дефицита областного бюджета в мае составил 3 млрд. 895 млн. 200 тыс. рублей. Иначе говоря, только за месяц дефицит увеличивается почти на 4 миллиарда или — на 46,9%.
И эта цифра очень близка к обнаруженному нами расхождению в увеличении расходной части бюджета (на 4,8 млрд. рублей).
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ
Эти данные в пояснительной записке к майским изменениям в областном бюджете никак не комментируются. И объём госдолга, по традиции минфина, не сообщается. Говорится лишь то, что «внесены изменения в […] программу внутренних государственных заимствований, уточнён верхний предел государственного долга области».
Попытаемся внести ясность в этот момент. Последние недвусмысленные данные Министерство финансов Саратовской области во главе с Ириной Бегининой озвучило 17 апреля — после неоднократных публикаций «Ригеля» на эту тему.
Размер госдолга области, если верить публикациям минфина, где-то с ноября 2023 года и вплоть до начала апреля 2024 находился на одной и той же отметке: 62 млрд. 515,5 млн. рублей.
В середине апреля областной минфин сообщил об уменьшении размеров госдолга (см. публикацию «Ригеля» «Минфин Саратовской области рассекретил данные о размере областного государственного долга»).
Приведём цитату из пресс-релиза минфина, в котором он об уменьшении областного госдолга в середине апреля 2024 года сообщал дословно следующее: «В 2023 году области был предоставлен бюджетный кредит для опережающего финансирования на приведение в нормативное состояние дорог и дорожных сооружений.
В текущем году, как и планировалось, за счёт целевых федеральных средств задолженность погашена на общую сумму 2,7 млрд. рублей. В результате объём государственного долга области сокращён до 60,7 млрд. рублей…».
Теперь внимание. На начало апреля госдолг области составлял 62 млрд. 515,5 млн. рублей. Погашение бюджетного кредита (а оно случилось в апреле) на 2,7 млрд. рублей должно было сократить госдолг до 59 млрд. 815,5 млн. рублей. А у минфина госдолг сократился до 60,7 млрд. (куда девались 884,5 млн. совершенно непонятно).
ВЫВОД
Судя по увеличению расходно-доходной части областного бюджета, Саратовская область продолжает пагубную политику и продолжает внешние заимствования. В коммерческих банках, в федеральном бюджете — не суть важно.
О наличии этих заимствований свидетельствует во-первых, рост дефицита областного бюджета (за один месяц — почти на 4 миллиарда!), а во-вторых — упорное нежелание областного минфина публиковать данные о размерах госдолга.
Наконец, о неблагополучном положении дел с финансами области свидетельствует и постоянная путаница данных по декларируемому и реальному росту доходной и особенно — расходной части бюджета. Если кто-то что- не понял — перечитайте заново две первых главы этого текста, и вы поймёте, о чём мы толкуем…
Комментарии: