Второй раз в этом году на высоком уровне заговорили о проблеме общероссийского масштаба: необходимости замены старых лифтов в многоэтажных домах. На этот раз тему подняла Генеральная прокуратура РФ, которая подсчитала количество подъёмников, срок службы которых истекает, но которые при этом не внесены ни в федеральные, ни в региональные программы по их замене.
Данные Генпрокуратуры таковы: сегодня в России требуют замены порядка 47 000 лифтов, доживающих свой век в 59 регионах. С начала 2023 года наиболее опасные инциденты со старыми подъёмниками были отмечены на Алтае, Мурманской, Нижегородской, Самарской, Саратовской, Ульяновской, Челябинской областях, в Удмуртии и Чувашии.
Требования технического регламента Таможенного союза таковы: все лифты, отслужившие 25 лет, требуют замены в срок до 15 февраля 2025 года, после чего их эксплуатировать будет нельзя.
В марте нынешнего года на эту же тему высказался Ростехнадзор, который с 1 марта был определён в качестве уполномоченного органа по безопасности и использованию лифтов и эскалаторов. Ростехнадзор приводил такие данные: в РФ на учёте состоит 496 000 лифтов, из которых порядка 100 000 (то есть более 20%), которые уже отработали максимальный срок в 25 лет, о чём «Ригель» уже рассказывал. Таким образом, проблемных лифтов в России примерно в 2 раза больше, нежели о том говорят последние данные Генпрокуратуры.
СПРАВКА
В Саратовской области 3 700 лифтов в многоквартирных домах выработали свой ресурс. За последние годы в рамках программ капитального ремонта было заменено всего 288 лифтов.
На рабочем совещании в Саратовской областной Думе 9 марта 2023 года было отмечено: на замену оставшихся старых подъёмников области требуется порядка 6 млрд. рублей (по 1,6 млн. рублей на каждый лифт). На обращения регионов к федеральным властям о необходимости принятия федеральной программы замены лифтов ответа не последовало.
Проблема нехватки денег — самая очевидная. То, с чем сталкивается Саратовская область, типично и для всех 59 «лифтопроблемных» регионов России, отмеченных в исследовании Генеральной прокуратуры. Суть проблемы в том, что из денег на капремонт, собираемых с жильцов многоэтажек и которые аккумулируются в региональных фондах капремонта, на обновление лифтового оборудования в лучшем случае выделяется 20% (остальное идёт собственно на ремонт домов).
Если менять лифты таким способом, подсчитали в Алтайском крае (там замены требуют порядка 1 700 лифтов, цена вопроса — около 5 млрд. рублей), понадобится 25 лет.
Понятно, что проблему надо решать, но как? «Ригель» рискует предложить такой вариант.
Во-первых, необходимо осуществить аудит с тем, чтобы понять реальный объём цены вопроса. В Саратовской области требуют замены 3 700 лифтов и это оценивается в 6 млрд. рублей, в Алтайском крае на замену 1 700 готовы потратить 5 млрд. рублей — эти суммы, согласитесь, не очень стыкуются.
Во-вторых, есть смысл присмотреться к опыту регионов, о котором рассказала «Российская газета». В Свердловской области последние 10 лет лифты меняют в рассрочку, обновив за это время 4 000 кабин. И сегодня в многоэтажках, которые делают взносы на капитальный ремонт по принципу «общего котла», нет ни одного лифта старше 25 лет. В 2025 году такого же результаты должны достичь многоэтаэжки, в которых деньги на капремонт перечисляются не в региональный фонд, а на спецсчета.
Смысл заключается в том, что управляющие компании, ТСЖ или ЖСК заключают договоры на ремонтные работы и оплачивают лишь 50% их цены. Остальное жильцы погашают ежемесячными равными платежами в течение примерно трёх лет. «Такой механизм, — рассказал „РГ“ первый заместитель министра энергетики и ЖКХ Свердловской области Игорь Чикризов, — позволяет собственникам привлечь субсидию до 30% от полной стоимости замены лифта». В 2023 году в Свердловской области только на дома со спецсчетами по капремонту выделят более 400 млн. рублей для установки 300 новых лифтов.
Небольшое утешение напоследок. В комментарии «Российской газете» первый вице-президент Национального лифтового союза Алексей Захаров заявил:
— 100 тысяч лифтов из 520 тысяч стоящих на учёте в нашей стране исчерпали нормативный срок службы и требуют замены, исходя из требований Ростехнадзора. Проблема серьёзная, но катастрофической её я бы не стал называть. Это не означает, что всё это — лифты-убийцы, которые завтра рухнут. Нормативный срок службы — 25 лет производитель определяет исходя из средних параметров износа. Это — условный срок службы оборудования, когда лифт лучше всего заменить или капитально отремонтировать.
Если лифт обслуживает серьёзная организация, которая внимательно отслеживает его техническое состояние, а не проходимцы, которые только формально бумажки выписывают, лифт может служить и по истечении 25 нормативных лет работы.
Комментарии: