Продолжение. Читать начало.
Когда процесс расторжения концессионного соглашения с ООО «КВС» вышел на финишную прямую, отдельные саратовские чиновники принялись закидывать в общественное мнение заявления успокоительного характера, цитата: «Тариф на два месяца остаётся тот же, который был в „КВС“. После этого тарифное дело будет сформировано и отправлено в феврале в комитет для регулирования тарифа. Расчёты говорят, что тарифы не будут больше тех, что есть сейчас. Для населения финансовых последствий не будет».
Да неужели? Такого рода переформатирование на коммунальном фронте наоборот представляет собой крайне удобный момент для того, чтобы под благовидным предлогом содрать с потребителей ещё больше денег. И потом, нечто похожее в Саратове уже слышали в 2017 году, когда «КВС» со второй попытки заходил в город.
Примерно год на интернет-сайте «КВС» в разделе «О компании» (абзац 4) можно было прочитать фразы о том, что «КВС» представляет «интересы инвесторов обеспечивая возвратность инвестиций за счёт достижения экономического эффекта от реализации инвестиционной программы, а также за счёт снижения затрат без увеличения тарифов».
Излишне говорить, что вскоре, году примерно в 2019-ом, упоминание о том, что «КВС» тарифы повышать не будет, с сайта компании исчезли.
А тогда, на начальной стадии, концессионерам вторили представители властей, которые с энтузиазмом убеждали горожан, что в Саратов пришли редкостные специалисты от ЖКХ! Что они, вкладывая миллиардные средства в модернизацию стратегического для города предприятия, от которого зависит жизнь и здоровье людей, спят и видят, как изменить жизнь горожан к лучшему. Что в будущем «КВС», конечно же, получит прибыль. Именно в этом и есть интерес концессионера — чтоб прибыль была и предприятие заработало эффективно, с применением самых новых технологий! Дескать, из прибылей оно и будет возвращать свои инвестиции, а вовсе не за счёт увеличения тарифов!
Это было ложью, причём наглой. И концессионеры, и сопровождавшие эту коммунальную мистерию чиновники областного и городского уровня (естественно, причастные к процессу бенефециары) прекрасно знали, как далее будут развиваться события.
Едва ли не первое, что сделало «КВС» — дважды увеличило тарифы: в декабре 2017 и с июля 2018 года. В общей сложности цена водоснабжения для саратовцев тогда выросла на 14,13%. Причём, второе повышение тарифов (с 1 июля 2018 года) представляло собой самый настоящий тарифно-концессионный хапок: так тарифы на подачу воды и канализационные услуги в Саратове никогда не повышали. Впрочем, читатель может сам в этом убедиться на нижеприведённых скриншотах.
На верхнем и нижнем скриншоте вы видите, как резко «Концессии водоснабжения — Саратов» увеличили тарифы с 1 июля 2018 года на водоснабжение и услуги канализации. Ни одна коммунальная компания Саратовской области аналогичного профиля не позволяла себе такие тарифные эксперименты над населением (источник: сайт Правительства Саратовской области).
Свои обещания не проводить модернизацию водоканала за счёт потребителей, за счёт увеличения тарифов, в «КВС» спустили в унитаз, только-только приступив к делу. Публикация агентства деловой информации «Бизнес-Вектор» от 27 марта 2018 года («85 млн. рублей для концессионера „Саратовводоканала“ депутаты поищут в карманах граждан») очень хорошо напоминает нам о событиях тех лет.
Оказывается, о резком увеличении тарифов депутатов Саратовской городской Думы (а этот вопрос с ними надо было согласовывать обязательно) просило именно руководство ООО «КВС», цитата: «Саратовская гордума согласовала проект изменения тарифов на холодную воду в пользу концессионера „Саратовводоканала“. С 1 июля 2018 года тарифы на холодную воду в Саратове вырастут на 10,8%, на водоотведение — на 7%.
Как пояснил докладывавший по этому вопросу и.о. замглавы администрации Саратова по городскому хозяйству Роман Бусаргин, в областной комитет по тарифам с соответствующей просьбой обращался сам концессионер — ООО „КВС-Саратов“».
И депутаты, что характерно, просьбу концессионера уважили! Раз в повышении тарифов кровно заинтересовано ООО «Концессии водоснабжения — Саратов», стало быть и городским потребителям от этого будет хорошо. На редкость паскудная позиция проголосовавших за увеличение тарифов «народных избранников», впрочем, прекрасно характеризует то, во что в Саратове в последние годы выродилось так называемое «местное самоуправление».
Если уж говорить совсем откровенно, то не будет выглядеть явным преувеличением мысль о том, что «КВС» вело себя в Саратове так же, как мародёры — на временно захваченной территории.
В подтверждение этого соображения напомним одну показательную историю, о которой в своё время рассказала газета «Саратов» (№ 02 (2485) от 22.12.2017 г.). Контора с недобрым названием «КВС» в первый раз просочилась в Саратов в 2016 году. В октябре 2016 года её вышибли из бывшей «столицы Поволжья», так как концессионное соглашение через Федеральную антимонопольную службу оспорил второй претендент на саратовский водоканал — ООО «Новая городская структура Прикамья». Тогда «КВС» реально поуправляла городским водоканалом несколько месяцев, но сразу же показала, как выглядит в суровой реальности «эффективный менеджмент».
В 2016 году жители Саратова, проживающие в частном секторе и не установившие у себя счётчики потребления воды, стали получать извещения от «Саратовводоканала» с новыми суммами платежей за август-сентябрь (свою организационную структуру «КВС» тогда запустить ещё не успело, поэтому платёжки высылались от имени «Саратовводоканла»).
Гражданам предлагалось заплатить по нормативу за площадь участка, который они, оказывается, поливали. Или же установить счётчик, а ещё лучше – представить документы о площади участка, строений на нём и пройти прочие замечательные бюрократические процедуры. При этом авторы новации ссылались на полузабытое Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 306 и Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, касающихся платы за полив приусадебных участков, которое доселе в Саратове столь массово не применялось.
Народ, естественно, сатанел, жители устраивали скандалы в Центре по работе с абонентами, требуя от его несчастных сотрудников показать на местности, где же находится тот участок площадью несколько десятков, а то и сотен квадратных метров, который они, оказывается, поливают.
После временного отступления «КВС» из Саратова «Саратовводоканал» схему «вернул взад»: тем, кто заплатил за нормативный полив, эти платежи зачли в счёт оплаты подачи холодной воды. Но сама по себе схема была, что и говорить, шикарная: нашакалить миллионы рублей ни за что, делать деньги практически из воздуха.
После проведения ещё одного конкурса с «КВС» 24 ноября 2017 года было заключено концессионное соглашения. Было бы неверно говорить, что со вторым явлением «КВС» жителям Саратова нравы этой коммунальной богадельни изменились, отнюдь. Стремление вышибать с физических, как, впрочем, и с юридических лиц долги (как реальные, так и мифические) лишь окрепло.
С «юриками» конфликтовать насчёт долгов для «КВС» было хлопотнее — там претензии надо было предъявлять через Арбитражный суд (правда, и финансовый выхлоп мог быть много больше). А вот с физическими лицами возни было меньше. «КВС» направлял исковое заявление с финансовой претензией мировому судье. Подсудимый чаще всего извещался о месте и времени судебного заседания так, что он в принципе никак не мог на него заявиться. Ну, и всё! Судьи штамповали долговые дела и передавали их службе судебных приставов. А ФССП шкурила граждан, вышибая с них якобы имевшиеся коммунальные долги, невзирая на лица. Некоторые из таких дел в редакции «Ригеля» имеются — весьма поучительное, заметим, чтиво!
… Теперь отдельные представители городского чиновничества говорят, что впредь всё с саратовским водоканалом будет нормально, что весь коллектив «КВС» будет переведён в МУПП «Саратовводоканал».
И это очень интересно! Оказывается, все 6 лет, что в Саратове на ниве водоснабжения и водоотведения трудилось ООО «КВС», «старый» водоканал, точнее, юридическое лицо (муниципальное унитарное производственное предприятие, МУПП) «Саратовводоканал» продолжало существовать.
И не просто продолжало, а дошло до ручки — до состояния банкротства. И вот чтобы это банкротство предотвратить, областное правительство на днях в рамках вносимых изменений в бюджет Саратовской области на 2024 год выделяет «Саратовводоканалу» 72 с лишним миллиона рублей в рамках некоего «мирового соглашения». Что это за «мировое соглашение» становится понятно, когда речь идёт о другом увеличении расходной части областного бюджета.
Оказывается, в облбюджете на 2024-2026 годы запланировано выделение контрибуционного воздаяния и компании «КВС» в объёме 1 млрд. 270 млн. 536,6 тыс. рублей с выплатой оной в течение 2024-2026 годов.
Вопрос: для чего все эти годы саратовская мэрия сохраняла МУПП «Саратовводоканал»? О, это весьма любопытная история!
Читать окончание.
Комментарии: