Майские заморозки во многих регионах России дали повод многочисленным экспертам и практикам делать разнообразные прогнозы относительно видов на урожай 2024 года. Свой взгляд на урожай сахарной свёклы (и, соответственно, объёмы производства сахара) предлагает издание «Forbes».
Первый вывод может показаться неожиданным: для урожая сахарной свёклы майские заморозки — далеко не самый серьёзный вызов. Для внутреннего потребления и даже экспорта, активно увеличивавшегося в последнее время, продукции в текущем и новом сезоне хватит.
Но при этом есть не очень приятна новость стратегического характера: в России может начаться цикл снижения производства сахара. Основные причины — недоступность импортных семян сахарной свёклы и неопределённые перспективы экспорта. Но начало этому процессу положили майские заморозки и решение об ограничении экспорта.
ЗАМОРОЗКИ И УРОЖАЙ СВЁКЛЫ
Заморозки, безусловно, повлияли на урожай сахарной свеклы, однако, по словам экспертов «Forbes», пока точно оценить потери невозможно. Потенциал производства и экспорта сахара в сезоне 2024/25 станет понятен лишь к концу июля, когда будут известны итоговые площади свёклы с учётом гибели и пересевов и когда появится информация по росту корня и сахаристости по сравнению с прошлыми годами.
Приведут ли заморозки к дефициту сахара? Собеседники «Forbes» считают, что нет. И в качестве подтверждения своих соображений приводят такие цифры.
В 2023 году в России собрали 53,14 млн. тонн сахарной свеклы, что на 8,6% больше показателя 2022 года (48,91 млн. тонн).
Производство сахара в России в 2023 году выросло на 9,9%, до 6,7 млн. тонн. Рост выпуска продукции произошёл в условиях сокращения сборов сахарной свеклы, а такие цифры производства сахара объясняются более высокой концентрацией сахара в свёкле урожая 2023 года по сравнению с показателями 2022-го.
В сезоне 2023/24, который завершится в июле, производство сахара может оказаться даже чуть больше 6,8 млн. тонн, так как в межсезонье пять сахарных заводов перерабатывают сироп и мелассу (продукты переработки свёклы, из которых тоже делают сахар) из урожая 2023 года.
И это значит, что в нынешнем году производство сахара будет продолжаться из сырья, полученного ещё в прошлогоднем урожае.
ПРОБЛЕМЫ С ЭКСПОРТОМ: БУДУТ ИЛИ НЕТ?
Скорее всего, полагают эксперты, экспорт 2024/25 будет существенно ниже высокого уровня 2023/24. Тогда Россия экспортировала более 900 тыс. тонн сахара — это второй в истории результат после рекорда сезона 2019/20 (в 1,5 млн. тонн). Правда, есть и прямо противоположные мнения (см. ниже).
Что характерно: опасения из-за гибели части урожая не привели к взлёту цен. Обусловлено это во многом и тем, что в апреле Правительство РФ ввело временное частичное ограничение на поставки тростникового или свекловичного сахара, а также химически чистой сахарозы за рубеж. Оно начало действовать с 6 мая.
Вывозить сахар до 31 августа 2024 года можно только в страны ЕАЭС в определённых объемах: в Армению — 28 тыс. тонн, в Белоруссию — 5 тыс. тонн, в Казахстан — 120 тыс. тонн, в Киргизию — 28,5 тыс. тонн.
Ряд экспертов, опрошенных «Forbes», уверены в том, что сокращение объёмов экспорта сахара из России стратегически нежелательно — слишком непросто и долго мы выходили на каждый из освоенных рынков двух десятков стран. Возвращение даже на ранее освоенные рынки будет стоить производителям-экспортерам дополнительных скидок к цене сахара.
Понимая это, федеральное правительство, тем не менее, решило подстраховаться и оставить в России дополнительные запасы сахара на случай снижения урожая. Так что после майских заморозков введённый запрет на экспорт, наоборот, даже частично снимает волнение, возникшее на рынке из-за ожидания снижения нового урожая.
При этом, как это ни парадоксально, ряд аналитиков уверены в том, что даже в условиях ограничения экспорта, введенного до 31 августа, российские производители вполне смогут экспортировать порядка 1 млн. тонн продукции. То есть — не меньше, чем в 2023 году.
СЕМЕННОЙ ФОНД
Пожалуй, это самый серьёзный вызов для отрасли. По разным подсчётам, зависимость российской свекловичной отрасли от импортных семян доходит до 97%. В 2023 году доля отечественных семян сахарной свеклы составляла порядка 2–2,5%.
Правительство стремится этот перекос ликвидировать. Так, введение квот должно сократить использование импортных семян в 2024 году до 50–60%. Задача сделать рывок в производстве современных гибридов семян сахарной свеклы понятен, однако быстрый результат тут маловероятен.
Проблема известна: российские гибриды свёклы менее эффективны, так как выращивание таких семян в условиях России занимает два сезона (а не один, как в остальном мире). А вывод нового гибрида сахарной свёклы может занимать и того дольше — 10 и более лет.
Да, в России селекционеры не первый год напряжённо работают над собственными гибридами, однако пока они ещё уступают зарубежным аналогам по целому ряду параметров.
Многие хозяйства ежегодно проводят испытания — на экспериментальных полях сажают гибриды различных производителей, но пока в пересчёте на сахар отечественные заметно отстают по сбору сахара с гектара. А это значит, что при аналогичных затратах на гектар получается меньше сахара, его себестоимость растёт, а доходность свеклосахарного производства снижается.
Худший вариант таков: если полностью заместить семена свёклы на отечественные разработки, компаниям для производства текущего объёма сахара необходимо будет существенно увеличить посевы. А это может привести к росту стоимости свекловичного сахара.
Некоторые эксперты приводят такие подсчёты: полное замещение импортных семян на отечественные может принести отрасли ущерб в 100–150 млрд. рублей за счёт сокращения урожайности примерно на 33%. Это вернёт Россию к уровню самообеспеченности без возможности экспорта, что является риском для стран ЕАЭС, которые сократили внутреннее производство и во многом зависят от производства свёклы (и, соответственно, сахара) в России.
ЦЕНЫ ПОКА НЕ ТРЕПЕЩУТ
Несмотря на все перечисленные факторы, на данный момент ситуация с оптовыми ценами на сахар относительно спокойная, отмечают собеседники «Forbes».
Они снижались с середины июля 2023 года до середины января 2024-го, затем было полтора месяца роста, а с марта по середину мая уровень цен был стабилен. Это — типичная ситуация для изменения цен на сахар в России.
Эксперты уверены, что со второй половины августа 2024 года, после поступления в переработку сахарной свёклы нового урожая, цены могут начать своё традиционное сезонное ослабление, и высока вероятность, что снижение цен продолжится вплоть до конца декабря 2024 года.
А что до дефицита сахара, небывалого роста цен на него из-за заморозков — нету этого и даже не планируется! Так что спокойно печём пирожки и едим кнедлики — всё путём!
Комментарии: