Почти через два месяца после знаменитого пожара на складе «Wildberries» в Шушарах, руководство маркетплейса составило график возмещения убытков для владельцев сгоревшего (испорченного) товара, сообщает «Forbes».
Причём, договор-оферта, регулирующий взаимоотношения «Wildberries» с продавцами по погашению убытков от пожара, уже не первый. При этом претензии к маркетплейсу со стороны пострадавших торговцев никуда особенно не деваются.
Более того, эксперты и юристы советуют пострадавшим от пожара продавцам тщательно изучать содержащиеся в новой оферте от «Wildberries» отчёты. Не будем углубляться в юридические и технические детали спорных моментов, но повод для таковых и в самом деле имеется.
Новая версия оферты по поводу возмещения продавцам ущерба от «Wildberries» была опубликована 4 марта. И в тот же день, замечает «Forbes», Ассоциация участников рынка электронной коммерции (АУРЭК) обратилась к председателю экспертного совета по развитию конкуренции в области информационных технологий при ФАС Петру Иванову с просьбой проверить законность оферты маркетплейса.
Члены АУРЭК отметили три подозрительных момента. Маркетплейс предлагает утвердить сумму компенсации за утраченный товар согласно отчёту от «Wildberries», который продавцы могут принять в интернет-варианте. Однако есть нюансы.
Во-первых, принимая отчёт, продавец автоматически соглашается с предложенными условиями, что может не всегда соответствовать фактическому ущербу.
Во-вторых, компенсация предусматривается к выплате в соответствии с графиком (то есть не единовременно).
В-третьих, нажав предлагаемую кнопку в личном кабинете «Согласиться с отчётом», продавец отказывается от любых возможных претензий по суммам и срокам возмещения, то есть применяет ретроактивную оговорку к правоотношениям сторон, возникшим до введения в действие редакции оферты.
Более того, когда редакция «Forbes» обратилась в «Wildberries» с вопросом, скольким продавцам и на какую сумму на момент запроса уже были произведены компенсационные выплаты и какова общая сумма ущерба, ответа не последовало. Хотя ровно через месяц после пожара представители «Wildberries» уверяли, что уже 90% продавцов, чьи товары пострадали при пожаре в Шушарах, получили частичную компенсацию.
Представители АУРЭК отвечали в духе, что, мол «вы всё врёти»: согласно их опросу, после пожара около 30% продавцов не смогли получить от «Wildberries» ни копейки, а более 25% получили смехотворную компенсацию — не более 2% от стоимости сгоревшего товара.
Из этой ситуации выводов напрашивается как минимум два. Первый — подобного рода чрезвычайные происшествия требуют тщательной юридической (а, возможно, и законодательной) проработки с тем, чтобы по возможности максимально учитывались интересы пострадавших сторон.
Второй вывод заключается вот в чём. Если «Wildberries» и далее будет продолжать выкручивать руки продавцам сгоревшего товара, это запросто может подорвать доверие бизнеса к этому маркетплейсу и стать началом его конца. А мантры типа того, что «Wildberries» — слишком большой магазин, чтобы рухнуть, окажутся лишь словами…
СПРАВКА
Пожар на складе «Wildberries» в посёлке Шушары Пушкинского района Санкт-Петербурга произошёл 13 января 2024 года. Из общей площади около 122 тыс. кв. метров огнём было охвачено порядка 70 тыс. кв. метров. Открытое горение было ликвидировано только через сутки.
Ущерб от пожара оценивался страховщиками в 10-11 млрд. рублей. Частичные предварительные выплаты компания начала перечислять продавцам сгоревшего товара 15 января.
Комментарии: