10 августа 2023 года глава муниципального образования «Город Саратов» Лада Мокроусова подписала постановление № 3449 «Об утверждении ведомственной целевой программы „Образование земельных участков, расположенных на территории муниципального образования «Город Саратов» на 2023-2025 годы“».
Строго говоря, это постановление вносило изменения в его первую редакцию (от 13 октября 2022 года). Суть программы проста, как вилы и незатейлива, как грабли: отладить эффективный контроль за использованием городских земель, провести кадастровые работы, определить границы новых участков чтобы те, кто не платит за аренду земель (или — налог на земли, находящиеся в собственности) эти денюжки в городской бюджет понесли.
Короче, цель правильная: чтобы в делах землепользования всё было правильно, открыто и гласно, а при этом доходы городского бюджета существенно увеличивались бы от рачительного использования муниципальной земли.
Можно было бы подумать, что программа в основном нацелена на приведение в порядок новых городских земель. Напомним, что с 1 января 2022 года в состав города был включён практически весь Саратовский район (ныне — Гагаринский), что увеличило территорию города с 394 кв. км. до 2 341,75 кв. км. Но — нет!
Из текста программы становится ясно, что немалая часть мероприятий будет проводиться на территориях старых городских земель. При этом в программе определяются планы проведения мероприятий, что и как нужно сделать на время её действия, как и в каких объёмах всё это будет финансироваться. Изменения в программу, принятые 10 августа 2023 года незначительно корректируют мероприятия, которые надо будет проводить. И главным образом касаются изменения объёмов её финансирования.
Что смущает? Главных сомнительных момента два.
Первый — колоссальный, в десятки раз рост бюджетных затрат на реализацию программы (см. Таблицу 1). В относительных показателях рост выглядит ещё более чудовищным — на сотни и тысячи процентов (см. Таблицу 2). Почему в декабре 2022 года на программу требовалось почти на 119 млн. рублей меньше? Непонятно.
Второй сомнительный момент: кому поручено выполнять мероприятия программы или, говоря чиновничьим языком, администрировать? Тому, кто и ранее занимался земельными вопросами — комитету по управлению имуществом г. Саратова (КУИ). Воистину, козла в очередной раз запустили в огород. Да, это тот самый КУИ, который Контрольно-счётная палата Саратова в июле 2023 года подвергла самой настоящей порке в своём заключении на проект бюджета Саратова на 2023-2025 годы, о чём «Ригель» уже рассказывал.
Пример: от аренды и продажи земельных участков администрация города (то есть профильное подразделении мэрии — КУИ) в 2023-2025 годах намерена получать по 367,7 млн. рублей ежегодно. При том, что в 2019 году по этой линии в городской бюджет поступило почти в 2 раза больше — 631 млн. 872,2 тыс. рублей.
Ещё один вопрос: всё-таки для чего понадобилось так резко увеличивать бюджетное финансирование на работу с муниципальной землёй? Ведь и в Саратове, и в теперь уже бывшем Саратовском районе кадастровые и прочие земельные работы в плановом порядке велись? Конечно, велись. Что же такого случилось, что в августе 2023 года срочно потребовалось ещё без малого 119 миллионов рублей на дела земельные?
Первая версия заключается в том, что бюджетные доходы в Саратове оставляют желать лучшего, а это плохо в нынешней непростой социально-политической ситуации. А те суммы, что КУИ собирается ежегодно взимать от использования городских земель, порядка 368 млн. в год, — это кот наплакал. Поэтому решили провести комплексную ревизию и заставить платить всех тех, кто раньше не платил. И — платить по полной. Другой вопрос, к чему это может привести.
Ведь те жирные коты, которые долгие годы привыкли решать финансово-земельные вопросы неофициальным способом, явно будут против. На что они могут решиться в своём противодействии объявленным вроде как кардинальным мерам — даже предположить сложно.
Но и есть и более прозаичная версия, объясняющая происходящее. Ничего не случилось, просто это — старая добрая коррупция. 119 миллионов рублей для отдельно взятого рядового саратовца — сумма астрономическая. А для организованной группы лиц, именуемых в народе шайкой — ничего сверхъестественного: всего-то по 15-20 «лямов» на брата. А чтобы распил бюджетного «бабла» был не столь заметен и очевиден, его и запихнули в благостную муниципальную программу. Кто там потом разберёт, какие работы были сделаны за эти деньги? И вообще — проводились ли какие-то масштабные работы?
Вот почему предположение «Ригеля» таково: все эти кадастрово-финансово-земельные инновации к каким-то позитивным результатам вряд ли приведут. Если, конечно, не считать улучшения финансового благополучия отдельно взятых лиц.
Комментарии: